Представленный ниже конспект занятия «Автоматизация звука [З]« предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста, имеющих фонетико-фонематическое нарушение.
Тема: Автоматизация звука [з].
Цель:
- закреплять правильное произношение звука [з] в слогах, словах, предложении;
- развивать фонематический слух, звукобуквенный анализ и синтез слов; слуховое внимание и память;
- дифференциация единственного и множественного числа существительных.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметная картинка – комарик, таблички со слогами со звуком [з], звуковые линеечки индивидуальные и демонстрационная, мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
· «Слоник – лягушка»;
· «Месим тесто»;
· «Блинчик»;
· «Почистим нижние зубки»;
· «Кошка сердится»;
· «Насосик»;
· «Комарик».
2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.
– Посмотрите, кто к нам прилетел?
- Комарик
- Сегодня он будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з]. Спойте ещё раз песенку комарика и скажите, какой это звук?
(определение характеристик звука: согласный, звонкий)
- А сейчас мы посмотрим, что принёс нам комарик в конверте. Это карточки. Давайте прочитаем их.
Чтение слогов.
3. Физминутка.
Комарику понравилось, как вы читали. Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись». Игра с мячом. Дети становятся в круг, бросают по цепочке мяч и проговаривают чётко слоги .
- Мяч бросай и слоги повторяй.
4. Автоматизация звука в словах. Развитие слухового внимания и памяти
Повторите «слова – друзья» тройками:
Зал – замок – завод;
Ваза – база – фаза;
Коза – лоза – пауза;
Заноза – мимоза – берёза;
Глаза – гроза – егоза;
Лиза – виза – подлиза.
5. Развитие слухового внимания.
Игра «Поймай звук».
Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов. Дети хлопают, услышав звук [з].
6. Развитие фонематических представлений. Звукобуквенный анализ и синтез.
· Определение места звука в слове.
Работа со звуковыми линеечками. Логопед говорит слово, дети должны показать квадратиком, где стоит звук [з] в слове.
· Придумайте слова, в которых звук [з] стоит так, как сядет комарик на звуковую линеечку (в начале, середине, конце слова). На магнитной доске звуковая линеечка, логопед ставит комарик в различные места, дети придумывают слова со звуком [з].
7. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» ( с мячом).
Логопед называет один предмет , дети должны назвать много предметов ( коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы). Затем наоборот, логопед называет много предметов (форму множественного числа), дети называют один предмет.
8. Произношение звука [з] в предложении.
- Комарик очень любит чистоговорки. Сочиним для него чистоговорки со словом коза.
За – за – за на лугу стоит коза
Зу – зу – зу вместе мы пасём козу
Зы – зы – зы колокольчик у козы
За – за – за иди домой коза.
9. Итог занятия.
- С кем играли на занятии?
- Какой звук он нам помогал произносить?
- Какой это звук? (согласный, звонкий).
Денева Велла Дмитриевна,
учитель — логопед МОУ-СОШ № 7,
г.Армавир, Краснодарского края