Конспект логопедического занятия: Гласные звуки и буквы

Конспект занятия является демонстрацией опыта работы учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (II год обучения).  Представлено фронтальное занятие по подготовке воспитанников к овладению элементарными навыками письма и чтения. В конспекте изложены тема, цели, задачи, план и ход проведения логопедического занятия.

Тема логопедического занятия:

Гласные звуки и буквы (Аа, Оо, Уу, Ии, ы)

Цели: совершенствование фонетико-фонематического слуха. Развитие навыков звукового и слогового анализа.  Обучение детей слитному чтению, грамоте.

Задачи: развитие слухового внимания и памяти. Совершенствование фонематического слуха. Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Формирование представлений об основных фонетических единицах русского языка. Обучение слитному чтению, грамоте. Закрепление пройденного лексико-грамматического материала.

Оборудование: “Волшебный мешочек”, предметные картинки, макеты домиков в 1, 2 и 3 этажа, карточки с печатными образцами написания гласных букв, карточки для чтения слов, индивидуальные рабочие тетради детей.

План занятия:

1. Организационный момент:
Воспроизведение слоговых рядов, воспринятых на слух;

2. Знакомство с темой занятия
Упражнение “Хитрый гласный звук”,
Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний
Упражнение “Ушки на макушке”,
Фонетический анализ и синтез слов:
Игра: “Волшебный мешочек”;

3. Динамическая пауза:

Игра “Гласные звуки”;

4. Закрепление и обобщение пройденного на занятии материала,Чтение слов, Печатание слов под диктовку.

5. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Логопед предлагает сесть за свои рабочие места тем детям, которые правильно повторят сочетания из трех слогов. Например: ка-та-па, ма-на-па, са-за-са, ор-ол-он, ух-им-мы, он-она-они.

2. Знакомство с темой.

Уточнение представлений детей о основных фонетических понятиях: “звук”, “гласный звук”,  “слог”,  “слово”. Узнавание детьми гласных звуков по беззвучной артикуляции.  Характеристика гласных звуков. Различение звучаний гласных и согласных звуков на слух.

Упражнение «Хитрый гласный звук»

Логопед предлагает детям  прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук.
Педагог отчетливо произносит каждый из звуков: а, о, с, у, т, к, и, ы, п.

Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний.

Упражнение «Ушки на макушке»

Логопед отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно ус-ложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

Фонетический анализ и синтез слов.

Игра “Волшебный мешочек”

Логопед предлагает каждому из детей достать по 1 картинке из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет.
Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и опреде-лить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1, 2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.

3. Динамическая пауза.

Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:

Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть,  прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] -  во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Логопед предлагает детям назвать любое из слов, которое бы начиналось на один из перечисленных гласных звуков.
Педагог уточняет представления детей о таких схожих понятиях, как “звук”и “буква”, “ гласные звуки” — “согласные звуки”, “слог”, “слово”.

Чтение слов.

Логопед выставляет образцы написания печатных гласных букв и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и предлагает детям прочитать следующие слова:
Оса, коса, косы, куст, утка, каток.

Печатание слов под диктовку.

Педагог предлагает детям на слух записать в рабочих тетрадях следующие слова:
Осы, косы, утка.

5. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Даниленко Наталья Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории

 

Литература:
1.    Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.
2.    Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми наруше-ниями речи / Л.Б. Баряева ,  Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; Под. Ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
3.    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
4.    Парамонова Л.Г.  Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998
5.    Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое посо-бие. –СПб.: Детство-пресс, 1999.
6.    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: , ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Отзывы к материалу: "Конспект логопедического занятия: Гласные звуки и буквы"

  1. Олеся:

    Cколько раз в неделю логопед проводит занятия с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)?

  2. Tata:

    Логопедические занятия для детей с ТНР проводятся 4-5 раз в неделю (индивидуальные 2-3 раза в нед., остальные подгрупповые).

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.