Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи [Кто где живет?] в подготовительной к школе группе

Цели занятия:

• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.
• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные».
• Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
• Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности.

Оборудование:

Телевизор, ноутбук. Дидактические  игры «Один-много», «Назови детеныша», «Четвертый лишний». Магнитофон; кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года»; предметы для  леса: искусственные ели, пеньки, ветки,  (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами, мягкие игрушки: медведь, заяц, белка, волк, еж, лиса;  картинный материал (дикие животные, их жилища), маски зайчиков.

Лексический материал:

— имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона;
— имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, заячьи, волчье, косолапый;
— глаголы: поселяются, утепляют, выдолбить.

Ход занятия:

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто?

По деревьям скок-скок,
Да орешки щелк-щелк.

Дети. К нам пришла белка.
После каждого ответа логопед выставляет на доску картинку с изображением животного.
Логопед. А как вы догадались?
Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает.

Логопед. Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Дети. Медведь.
Логопед. А как вы понимаете слово косолапо?
Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, не точны.
Логопед поясняет: «Ходить косолапо — ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Рыжая, хитрая, кур крадет.

Дети. Лиса.
Логопед. А что значит хитрая?
Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).

Логопед. Ползун ползет,
Иголки на себе везет.
Дети. Ежик.
Логопед. А что вы еще можете сказать о еже?
Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.

Логопед. Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
Дети. Заяц.
Логопед. А что еще можно сказать о зайце?
Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

Логопед. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети. Волк.

Проведение игры на компьютере  «Один-много»


Лиса-лисы. Счет до 5 со словом лиса.
Заяц — зайцы. Счет до 5 со словом заяц.
Медведь — медведи. Счет до 5 со словом медведь.
Волк — волки. Счет до 5 со словом волк.
Еж – ежи. Счет до 5 со словом еж.

«Назови детеныша»

У лисы — лисенок. У белки — бельчонок. У волка – волчонок. У медведя – медвежонок. У ежа – ежонок.

« Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему.

1. Корова – волк – лиса – медведь.
2. Лиса – верблюд – волк – медведь.
3. Волк – лиса- петух – еж.
4. Лиса – медведь – волк – морж.
5. Волк- кошка- лиса-заяц.

 

Логопед.  Молодцы, справились с заданием.  Посмотрите на картинки, которые появились на доске. Назовите наших гостей одним или двумя словами.
Дети. Звери. Дикие животные.
Логопед. Почему этих животных называют дикими?
Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

Логопед. Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»?
Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Логопед поясняет: «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу.
Звучит музыка.

Логопед. Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать.
На улице осень. Холодно..  Мы надели на ноги теплые сапоги и отправились  в лес на прогулку. В лесу тихо. Под ногами на   земле красные, желтые  , коричневые листья Ветви деревьев в резных , разноцветных листьях..  Стоит подуть ветерку, как листочки срываются с веток и летят. И это так красиво. Теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам по секрету, что маленький уголок сказочного леса находится рядом с нами.
Дети вместе с логопедом идут  за ширму , где создан «осенний  лес».
Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите?
Дети.  Тут тихо.. На деревьях птички. В дупле сидит белка.
Музыка смолкает.

Логопед. Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом? Дети. Белкин дом называется дуплом.
Логопед. Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете?
Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом.
Логопед. Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку, опрокидывает ее, орехи  раскатываются.)
Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?
Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.
Логопед. Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.
Логопед. Давайте поиграем с орехами.

«ОРЕХИ»

Мы научимся орехи
Между пальцами катать
Это в школе нам поможет
Буквы разные писать.

Катание ореха круговыми движениями; перекладывание из одной руки в другую ореха.

У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи  в корзиночку и оставьте их белке.

Ребята, посмотрите, что это?
Дети. Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы.
Логопед. Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.
Дети хором и индивидуально произносят предложение.

А как называется жилище медведя? Дети. Берлога.
Логопед. Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?
Дети показывают на большой «сугроб».
Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге.

А кто еще спит зимой? Дети. Еж.
Логопед. А какое жилище у ежа? Дети. Он спит в листьях.
Логопед. Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.

А сейчас посмотрите, что это за следы?
Дети. Это следы зайца.

Физминутка.

Логопед. Правильно. Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков.
Дети надевают шапочки с ушками .

Зайка.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Нужно лапочки погреть
Лапки вверх – лапки вниз
На носочки поднимись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-скок-скок
Топай правою ногой
Топай левою ногой
Снова правою ногой
Снова левою ногой
А теперь вприсядку , чтобы не мерзли лапки.

Логопед. Как вы думаете, где заяц? Почему он не в своем жилище.
Дети. Заяц убежал. Он всех боится. За ним охотятся. У пего нет дома.
Логопед. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Давайте уйдем от этого кустика. Может быть, заяц нас испугался и поэтому убежал.

Жилище какого зверя мы с вами не назвали?
Дети. Мы не назвали жилище волка.
Логопед. Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?
Дети отвечают хором и индивидуально.

Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии?
Дети. Дупло, в котором живет белка. Как мы превращались в зайчиков..

Логопед. . Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.
Где живет лиса?
Дети. Лиса живет в норе.
Логопед. Значит, это чья нора?
Дети. Это лисья нора.
Логопед. Где живет белка?
Дети. Белка живет в дупле.
Логопед. Дупло чье?
Дети. Это беличье дупло.
Логопед. Где живет медведь?
Дети. Медведь живет в берлоге.
Логопед. Это чья берлога?
Дети. Это медвежья берлога.
Логопед. Где живет заяц?
Дети. У зайца нет дома. Он живет под кустиком.
Логопед. Где живет ежик?
Дети. Ежик прячется на зиму в норке.
Логопед- Значит это чья норка? (Ежовая)

Мне очень нравится. А вам? Давайте придумаем название нашей картине.
Дети. В лесу. Сказочный лес. Лес — дом для животных.
Логопед. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит. Логопед. А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Логопед. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Игнат,  Леша  много знают о диких животных; интересными были ответы на вопросы у Карины , Кости; Дима очень интересно рассказывал о жилище медведя. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.
Картина  остается в группе.

Семёнова Ольга Юрьевна,
учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с №12 г. Конаково

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.