Тема: Звук и буква «Й»
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.
2. Учить детей правильно произносить звук [Й].
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Продолжать учить анализировать предложение, составлять его схему .
5. Учить преобразовывать слова.
6. Совершенствовать умение определять место звука в слове.
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем.
1. Дидактическое упражнение «Как правильно?»
Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.
Телега везет лошадь.
Кошка поймала мышку.
За зимой наступило лето.
Фонарь освещается улицей.
Пешеход переходит дорогу.
2. Знакомство со звуком [Й].
Логопед. Ребятки, послушайте слова и подумайте , чем они похожи.
Воробей, ручей, репей, соловей.
Логопед: Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].) Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука?
- Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он? (согласный )
Почему? (во рту при произнесении возникает преграда). Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).
3. Играем «Покажи зеленый квадратик, когда слышишь звук [Й].»
Логопед: Покажите квадратик, когда услышите звук [Й].
- [й], [а], [e], [й], и т.д. (из ряда звуков);
- до, мо, ай, ты, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов);
- майка, дом, воробей, утка, май, чай, и т.д. (из ряда слов).
4. Определение места звука в слове.
Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.
- А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й].
- Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.)
- Обозначьте на тучках место звука [Й] в вашем слове.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
5. Знакомство с буквой Й.
Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).
- Из каких элементов состоит эта буква?
- Перед вами листок. Найдите.
6. Составление предложений и схем к ним.
Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения.
Зайка, сидеть, куст, под.
- Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.)
- Сколько в нем слов? (четыре). Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?
- Давайте из полосок составим схему этого предложения.
Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:
Трамвай, быстро, ехать.
Чайка, море, лететь, над.
7. Преобразовываем слова.
Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).
-Уберем из слова букву «Й». Какое слово получиться? (МАКИ).
-Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ). Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ). Какую букву мы убрали? Какой звук она обозначает?
8. Звуко-буквенный разбор слов.
Логопед: Давайте сейчас возьмем карточки с буквами и сделаем разбор слова МАЙ. Сколько звуков в этом слове? (три). Какой первый звук? ([м]).
Как мы его обозначим на схеме? (синим квадратиком). Почему? (Он согласный твердый). Какой второй звук? ([а]). Как обозначим? (красным квадратиком). Почему? (Он гласный). Какой следующий звук? ([Й]). Как мы его обозначим? (зеленым квадратиком). Почему? (он согласный мягкий).
- Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ.
- Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).
9. Итог занятия.
Логопед. С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается?
Светлана Смирнова, учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 7 комбинированного вида»
г. Пикалево