Конспект занятия по обучению грамоте и развитию речи [Человек и электроприборы]

Конспект урока Человек и электроприборыИгровая деятельность является ведущей в моей коррекционной работе с детьми с ОНР. Свои коррекционно-обучающие занятия дополняю психогимнастикой и игротехникой, планируя занятия так, чтобы игровые ситуации и игры составляли единый сюжет.

Цель: Создать условия для комплексного решения речевых задач:

- Развивать фонематический слух, умение делать анализ и синтез слов.
- Закрепить понятие детей о разных способах деления слов на слоги.
- Уточнить представление детей о предложении, проверить умение работать с деформированными предложениями, слышать и выделять предлоги.
- Совершенствовать навыки слогового и слитного чтения.
- Обогащение словаря по теме: «Электроприборы, посуда»
- Создать условия для развития пространственной ориентировки.
- Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания, память, тактильное восприятие.
- Продолжать формировать культуру речевого общения.

Оборудование: Игрушка Дед Буквоед, кукольная посуда с объемными буквами на каждого ребенка, накрытая салфетками. Сигналы-символы звуков (гласных, согласных: твердых, мягких, звонких, глухих), тексты загадок о электроприборах, кубики Н.Зайцева. Таблица букв Н. Зайцева. Слова деформированных предложений, кроссворд «Чайник». Фломастеры, смайлики, изографы: телевизор, утюг, лампа.

Ход занятия:

1.    Организационный момент:

Наши глаза внимательно… (смотрят).
Наши уши внимательно…(слушают)
Наш язычок правильно и красиво…(говорит):

•    В каком гнезде не выводятся птенцы? (картофельном, электрической розетке)
•    В какое гнездо не вставишь столовую вилку? (электрической розетке)
•    Чье гнездо растет на грядке? (овощей и ягод)
•    Чей дом из пушинок, без углов? (птичье гнездо)
•    В какую розетку не нальешь варенья? (электрическую, ягодную)
•    Какая розетка опасна для ребенка? (электрическая)
•    Какой розеткой можно любоваться? (ягодной)
•    Без какой розетки не будут работать электроприборы? (электрической)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии? Наш Дед Буквоед тоже хочет с нами поговорить об электроприборах.

2.    Дидактическая игра «Волшебная посуда»

Дед Буквоед приготовил вам сюрприз и спрятал его в кукольную посуду. Как вы думаете, что он мог там спрятать? (ответы-предположения детей) Правильно вы отвечали, но совсем забыли, что больше всего Дед Буквоед любит играть…(с буквами).

Буквы просят, а сейчас
Вы друзья узнайте нас.

Вам на ощупь надо узнать букву и назвать слово со звуком, который обозначает эта буква. Дед Буквоед будет рад, если вы будете называть слова, обозначающие электроприборы и посуду.

3.    Дидактическая игра «Сигнальщики»

Есть еще игра для вас,
Покажу сигнал сейчас.
Вы внимательно смотрите
И мне звуки назовите.

Показываю сигналы и прошу назвать нужный звук, который обозначает этот сигнал: гласный, согласный: звонкий, глухой, твердый, мягкий (с опорой на таблицы Н.Зайцева)

4.    Игра «Отгадай загадки»

Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Отгадаете загадки
Сразу станете умней.

- Сегодня на занятии вы будете работать парами. Прочитайте и отгадайте загадки, составьте из кубиков слова-отгадки.

Загадки про электроприборы:

Он с хоботом резиновым
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор
Глотает он и пыль и сор.
(пылесос)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела,
Пейте чай, вода вскипела.
(чайник)

В белом ящике мороз
Бережет продукты:
Масло, рыбу, фрукты.
(холодильник)

Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки ни видать.
(утюг)

Напоминаю детям, что они работают дружно. Предлагаю разделить слова на слоги (с опорой на символы, помогающие делить слова на слоги) – Какое слово самое длинное? Короткое? Почему?

5.    Физминутка (психогимнастика) «Угостим Деда Буквоеда чаем»

Дед Буквоед у нас в гостях. А гостей надо угощать….(имитируем) Наливаем в чайники воды, чайники полные, тяжелые, несем их и ставим на плиту. Сейчас у нас чайник какой? (холодный). Включаем плиту. Чайник нагревается, вода начинает закипать. Вот она закипела:

Тида-тида-тида-да
Пляшет в чайнике вода.
Чайник весело поет,
Чай с вареньем пить зовет.

Берем чайник осторожно за ручку, не обожгитесь, не ошпарьтесь, не облейтесь. Давайте нальем в кружки кипяток. Что еще надо добавить? Положим по дольке лимона. Ой, какой чай? (показываем мимикой). Дед Буквоед угощает нас конфетами (имитируем: разворачиваем, едим). Спасибо тебе Дед Буквоед!

6.    Дидактическая игра «Живые слова»

Вот еще игра для вас
Назову слова сейчас,
А слова-то не простые,
А слова-то все живые.

Нескольким детям называю и раздаю напечатанные слова: МАМА, УТЮГ, РУБАШКА, ГЛАДИТ. Составьте красивое предложение, изменив окончания слов. (Аналогично: Продукты, холодильник, в, храним; машинка, белье, в, стирать)

7.    «Изографы»

Дед Буквоед уже знает, что язычок ваш говорит правильно, уши слушают внимательно, а вот какие внимательные ваши глазки хочет проверить. У вас на столах есть изографы: какие там спрятаны слова?  (лампа, утюг, телевизор)

8.    «Кроссворд»

Дети работают коллективно: рисуют электрочайник. Берут карточки-билеты (с номерами), находят предыдущую цифру в кроссворде, дорисовывают свой элемент и составляют пословицу из кубиков Н. Зайцева: «Ум хорошо, а два лучше». Как вы понимаете эту пословицу?

9. Итог занятия.

Деду Буквоеду понравилось наше занятие, а вам? Он дарит вам смайлики.

Соловьева Любовь Ивановна,
учитель-логопед, МДОУ детский сад №77, г. Иркутск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: , ,

Сейчас читают:

Конспект НОД в старшей логопедической группе.Тема: «Путешествие в страну звуков» Конспект НОД в старшей логопедической группе.Тема: «Путешествие в страну звуков»
Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып» Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып»
В статье рассматриваются теоретические вопросы по формированию лексического строя речи, показаны результаты эксперимента по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня В статье рассматриваются теоретические вопросы по формированию лексического строя речи, показаны результаты эксперимента по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Звук и буква «У». Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Звук и буква «У». Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.