Тема занятия «Звук и буква [О]»
Цель: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале звука [О] с использованием игр и упражнений.
Задачи:
Оздоровительные:
• развивать дыхание, голос, моторные и сенсорные функции,
• способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;
Образовательные:
• познакомить с акустико-артикуляционными свойствами звука [О],
• упражнять в проведении анализа звукосочетаний и слогов,
• развивать пространственные представления;
Воспитательные:
• воспитывать положительные личностные качества: желание справедливо оценивать работу сверстника и аргументировать своё решение.
Предварительная работа:
- игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Где звучит колокольчик», «Запомни, повтори», «Найди ошибку», «Будь внимательным»;
- игра «Четвёртый лишний», «Так и не так»,
- игры на развитие ориентировки в пространстве.
Наглядный материал:
Смешарик Нюша, панно с осенним пейзажем, сенсорно – дидактические подвески, ручной держатель, фоновая доска, подставки, лупа, предметные картинки, схемы артикуляционной гимнастики, зеркальца, звуковые линейки, фишки красного и синего цвета, ленточки разной длины, символы силы голоса, стаканы с водой, трубочки, указка.
Методы и приёмы, используемые на занятии.
- Словесные: пояснение, объяснение, указание, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, оценка сверстника, интонированного произнесения;
- Наглядные: рассматривание картинного материала, символов, схем;
- Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение, использование предметно– схематической модели.
Ход занятия |
Здоровьесберегающее сопровождение |
Вводная часть. 1 этап. Организационный. Дети стоят в кругу.
Появляется игрушка –смешарик Нюша, которая признаётся детям, что любит играть. |
Эмоциональное приветствие детей на занятие. |
Смешарик обращается к детям. - Давайте знакомиться. Меня зовут Нюша. А тебя? Назовите себя по-взрослому (имя и отчество). | Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей. |
Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой.- для чего вам стаканы и трубочки? (для дыхательной гимнастики)
- Научите меня, пожалуйста. Дети подходят к столу, берут стаканы с водой и трубочку. Проводится дыхательная гимнастика. По силе «бури» в стакане, ребёнок определяет качество выполнения дыхательной гимнастики. |
Способствует развитию речевого дыхания. |
Нюша очень довольна, подходит к столу, видит зеркальце и удивляется:- Вы любите рассматривать себя в зеркале?
- Мы делаем артикуляционную гимнастику. Дети берут в руки зеркальце. Взрослый показывает схему артикуляционного упражнения, дети выполняют, используя зрительный контроль. |
Способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. |
2 этап. Постанова мотивации.Сообщение темы.
Нюша: Я хотела сделать сюрприз, подготовила картинки для ребят, но потеряла их. Как мне быть? Дети принимают решение: помочь гостье. Дети проходят по групповой комнате и собирают предметные картинки. Нюша задаёт вопросы. - Как всё это можно назвать одним словом? (овощи) - Помогите угадать первый звук в слове. - С каким звуком мы познакомимся? |
Применение данного метода способствует активизации инициативы детей. |
3 этап. Введение нового материала.Актуализация личного опыта ребёнка.
Дети сидят за столом. Нюша просит помочь определить характеристику звука. Как это сделать? - Что поможет определить положение губ? (зеркальце) Дети берут зеркальце и дают характеристику звука, опираясь на план-схему: Губы округлены, зубки закрыты губами, Язык лежит на дне рта, Горлышко «работает». - Встречается ли преграда на пути воздушной струи? Дети объясняют Нюше, что звук «О» — гласный: язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. - Фишкой какого цвета будем обозначать звук «О»? (нужна фишка красного цвета) - О! Это мой любимый цвет! |
Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработкиновой информации. |
Игра «Будь внимательным» Нюша играет вместе с детьми.
- Закройте глаза. Я назову много звуков, а вы поднимите красную фишку, услышав звук «О». Будьте внимательны! А – И – У – О – И – О – У — … - «Ловите звук «О» в слогах». ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -… - Узнайте звук в словах. ОБУВЬ – ОСЕНЬ — АНЯ– ОЛЯ - ДОМ – ЛУК – СОМ - Вы старались, узнали звук. |
Интонированное произнесение облегчает восприятие. |
Дети с Нюшей садятся по-турецки на ковёр. | Смена позы в соответствии с видом деятельности. |
Взрослый приглашает помощников с лентами.- Чем похожи ленточки? (цветом, материалом, шириной)
- Чем отличаются ленточки Миши и Ани? (длиной) - Как произносим звук «О», когда поднимут длинную ленточку? (долго, протяжно) - Как произносим звук, увидев поднятую вверх короткую ленту? (коротко, отрывисто). - Как споёте звук, когда покажут на ноту на верхней линии? Когда ноту посередине? Ноту внизу. Выходят 3 помощника (дети). У одного – карточка с нарисованной трубой (символ «громко»), у другого – карточка с перечёркнутой трубой («тихо»), у третьего – карточка с нотным станом, на котором 3 ноты. - Как будет звучать звук «О», когда увидите трубу? - Какой силы звук вы будете произносить, увидев перечёркнутую трубу? - Что подсказывает нота на верхней линейке? Дети произносят звук [О] соответственно карточке. |
Способствует совершенствованию голосовых функций и развитию концентрации и переключения слухового внимания. |
Нюша приглашает детей к доске, чтобы поиграть в следопытов (определять расположения фишек).На доске в разных местах фишки красного цвета. В правом верхнем углу — 2 фишки, в центре — 3 и т.д.
Учитель-логопед называет направление, дети произносят звук «О» столько раз, сколько фишек. - Центр. — Левый нижний угол… |
Поддержание работоспособности детей с помощью игры. |
Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.Работа со звуковыми линейками.
- Нюша просит научить её пользоваться линейкой. - Выберите фишку для звука [О]. А где картинки? Дети идут по групповой комнате и находят картинный материал: осень, нос, пальто, окна, стол, Оля, сом, колесо, дом, орден, зерно, волк, забор. |
Режим поиска.Поиск картинок в группе, на панно, на сенсорно – дидактических подвесках.
|
Дети сидят за столом. Нюша выполняет задание вместе с детьми.
Логопед называет слова со звуком «О», дети отмечают на звуковой линейке место звука в слове. Самостоятельная работа. Каждому ребёнку даются 3 предметные картинки. - Ваши действия? (Назвать картинку, определить место звука «О» в слове, отметить на звуковой линейке). Затем дети меняются картинками. Нюша гордится своими новыми друзьями. |
Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности». |
4 этап. Оздоровительный момент.Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажёра (система условных символов).
- За кем мы сегодня понаблюдаем? Дети выбирают объект из банка данных: бабочка, жук, воздушный шарик, фишка, самолёт, вертолёт. Дети выбирают объект, затем прослеживают его путь на офтальмотренажёре. |
Гимнастика для глаз проводится для снятия зрительного напряжения.Учёт особенностей работы с детьми с нарушением зрения.
|
5 этап. Закрепление материала.Нюша просит приготовить конверты с фишками.
- Слушайте внимательно слоги и покажите фишками последовательность звуков. АУ, ИО, ОМ, УМ, МО, РУ… Игра «Найди ошибку» Дети называют слоги, взрослый последовательно выкладывает схему слога фишками. Дети находят ошибку и выполняют задание. Нюша оценивает работу детей. |
|
Работа в парах. Игра «Найди ошибку».
Один из пары называет слог или звукосочетание, другой проводит анализ (затем дети меняются ролями). Поощряется справедливая оценка и попытка аргументировать своё решение, а также желание помочь напарнику. |
Поддержание работоспособности детей с помощью работы в парах. |
6 этап. Речемыслительный тренинг.Нюша проводит игру «Запомни, повтори».
- С каким звуком мы сегодня познакомились? - Я назову несколько слов. Одно слово в этом ряду – лишнее. - Запомните и повторите слова, которые можно объединить: «Осень, Оля, остров, озеро, арка» - Какое слово не подходит к другим? (арка) - Почему вы так решили? Все слова начинаются на звук «О», арка – на звук «А», Сок, дом, кот, мак, год, ток. Кино, стекло, седло, крыло, перья. |
Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности.
Используется приём интонированного произнесения.
|
7 этап. Знакомство с буквой О.Педагог читает стихотворение.
В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. Рассматривание буквы: - На что она похожа? Нюша радуется, эта буква похожа на её фигуру, просит детей погладить её. Нюша вместе с детьми обводит пальцем букву, выкладывают буквы на картоне пуговицами, верёвочками. Игра «Угадай букву». Прощупывание буквы пальцами (глаза закрыты). |
Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (гладят руками, рассматривают, обводят, ощупывают). |
Нюша восхищается способностями детей. | Снятие эмоционального напряжения с помощью положительных эмоций, вызванных похвалой, тактильным контактом. |
8 этап. Итог.Педагог благодарит детей и обращается к ним:
- С каким звуком мы познакомились? - Почему «О» обозначается красной фишкой? Игра «Секретные слова» Надо подобрать каждому ребёнку 5 слов со звуком «О» и назвать их Нюше по секрету, на ушко. |
|
9 этап. Рефлексия.Дети стоят около взрослого.
- Что было трудно? - Что помогло нам справиться с заданием? |
Тихонова Татьяна Григорьевна,
учитель-логопед МБОУ
«Начальная школа — детский сад» № 1
города Воркуты