Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

Тема занятия «Звук и буква [О]»

Звук и буква [О]Цель: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале звука [О] с использованием игр и упражнений.

Задачи:

Оздоровительные:

развивать дыхание, голос, моторные и сенсорные функции,
• способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;

Образовательные:

• познакомить с акустико-артикуляционными свойствами звука [О],
• упражнять в проведении анализа звукосочетаний и слогов,
• развивать пространственные представления;

Воспитательные:

• воспитывать положительные личностные качества: желание справедливо оценивать работу сверстника и аргументировать своё решение.

Предварительная работа:

- игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Где звучит колокольчик», «Запомни, повтори», «Найди ошибку», «Будь внимательным»;

- игра «Четвёртый лишний», «Так и не так»,

- игры на развитие ориентировки в пространстве.

Наглядный материал:

Смешарик Нюша, панно с осенним пейзажем, сенсорно – дидактические подвески, ручной держатель, фоновая доска, подставки, лупа, предметные картинки, схемы артикуляционной гимнастики, зеркальца, звуковые линейки, фишки красного и синего цвета, ленточки разной длины, символы силы голоса, стаканы с водой, трубочки, указка.

Методы и приёмы, используемые на занятии.

- Словесные: пояснение, объяснение, указание, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, оценка сверстника, интонированного произнесения;

- Наглядные: рассматривание картинного материала, символов, схем;

- Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение, использование предметно– схематической модели.

Ход  занятия

Здоровьесберегающее сопровождение

Вводная часть. 1 этап. Организационный. Дети стоят в кругу.

Появляется игрушка –смешарик Нюша, которая признаётся детям, что любит играть.

Эмоциональное приветствие детей на занятие. 
Смешарик обращается к детям. - Давайте знакомиться. Меня зовут Нюша. А тебя? Назовите себя по-взрослому (имя и отчество). Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей.
Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой.- для чего вам стаканы и трубочки?  (для дыхательной гимнастики)

- Научите меня, пожалуйста.

Дети подходят  к столу, берут  стаканы с водой и трубочку.   Проводится дыхательная гимнастика. По силе «бури» в стакане, ребёнок определяет качество выполнения дыхательной гимнастики.

Способствует развитию речевого дыхания. 
Нюша очень довольна, подходит к столу, видит зеркальце и удивляется:- Вы любите рассматривать себя в зеркале?

- Мы делаем артикуляционную гимнастику.

Дети берут в руки зеркальце. Взрослый показывает схему артикуляционного упражнения, дети выполняют, используя зрительный контроль.

Способствует нормализации тонуса  мышц артикуляционного аппарата. 
2 этап. Постанова мотивации.Сообщение темы.

Нюша: Я хотела сделать сюрприз, подготовила картинки для ребят, но потеряла их.  Как мне быть?

Дети принимают решение: помочь гостье.  Дети  проходят по групповой комнате и собирают предметные картинки.

Нюша задаёт вопросы.

- Как всё это можно назвать одним словом?   (овощи)

- Помогите угадать  первый звук в слове.

- С каким звуком мы познакомимся?

Применение данного метода способствует активизации инициативы детей. 
3 этап. Введение нового материала.Актуализация личного опыта ребёнка.

Дети  сидят за столом.

Нюша просит помочь определить характеристику звука.  Как это сделать?

- Что поможет определить положение губ? (зеркальце)

Дети берут зеркальце и дают характеристику звука, опираясь на план-схему:

Губы округлены,      зубки закрыты губами,

Язык лежит на дне рта,

Горлышко  «работает».

-   Встречается ли преграда на пути воздушной струи?

Дети объясняют Нюше, что звук «О» — гласный: язык, губы и зубы не мешают  свободному прохождению воздуха.

- Фишкой какого цвета будем обозначать звук «О»?

(нужна фишка красного цвета)

- О! Это мой любимый цвет!

Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработкиновой информации. 
Игра «Будь внимательным»  Нюша играет вместе с детьми.

- Закройте глаза. Я назову много звуков, а вы поднимите красную фишку, услышав звук «О».

Будьте внимательны!

А – И – У – О – И – О – У — …

- «Ловите звук  «О» в слогах».

ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -…

- Узнайте звук в словах.

ОБУВЬ – ОСЕНЬ — АНЯ– ОЛЯ -  ДОМ – ЛУК – СОМ

- Вы старались, узнали звук.

Интонированное произнесение облегчает восприятие. 
Дети с Нюшей  садятся по-турецки на ковёр.   Смена позы в соответствии с видом деятельности.
Взрослый приглашает  помощников  с лентами.- Чем похожи ленточки? (цветом, материалом, шириной)

- Чем отличаются ленточки Миши и Ани? (длиной)

- Как произносим звук «О», когда поднимут длинную ленточку?    (долго, протяжно)

- Как произносим звук, увидев поднятую вверх короткую ленту?     (коротко,  отрывисто).

- Как споёте звук, когда покажут на  ноту на верхней линии? Когда ноту посередине? Ноту внизу.

Выходят 3 помощника (дети).

У одного – карточка с нарисованной трубой (символ «громко»), у другого – карточка с перечёркнутой трубой («тихо»), у третьего – карточка с нотным станом, на котором 3 ноты.

-    Как будет звучать звук «О», когда увидите трубу?

- Какой силы звук  вы будете произносить, увидев перечёркнутую трубу?

- Что подсказывает нота на верхней линейке?

Дети произносят звук [О] соответственно карточке.

Способствует совершенствованию  голосовых функций и  развитию концентрации и переключения слухового внимания. 
Нюша приглашает детей к доске, чтобы поиграть в следопытов (определять  расположения фишек).На доске в разных местах  фишки красного цвета. В правом верхнем углу — 2 фишки, в центре  — 3 и т.д.

Учитель-логопед называет направление,  дети произносят звук «О» столько раз, сколько  фишек.

- Центр.                — Левый нижний угол…

Поддержание работоспособности детей с помощью игры. 
Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.Работа со звуковыми линейками.

- Нюша просит научить её  пользоваться линейкой.

-  Выберите фишку для  звука [О].

А где картинки?

Дети идут по групповой комнате и находят картинный материал: осень, нос, пальто, окна, стол, Оля, сом, колесо, дом, орден, зерно, волк, забор.

Режим поиска.Поиск картинок в группе, на панно, на сенсорно – дидактических подвесках.

 

Дети сидят за столом.  Нюша выполняет задание вместе с детьми.

Логопед называет слова со звуком «О»,  дети   отмечают на звуковой линейке  место звука в слове.

Самостоятельная работа.

Каждому ребёнку даются   3  предметные   картинки.

- Ваши действия?   (Назвать картинку, определить место звука «О» в слове, отметить на звуковой линейке).

Затем дети меняются картинками.

Нюша гордится своими новыми друзьями.

Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности». 
4 этап. Оздоровительный момент.Гимнастика для глаз с  использованием офтальмотренажёра (система условных символов).

- За кем мы сегодня понаблюдаем?

Дети выбирают объект  из банка данных: бабочка, жук, воздушный  шарик, фишка, самолёт, вертолёт.

Дети выбирают объект, затем прослеживают его путь на офтальмотренажёре.

Гимнастика для глаз проводится для снятия зрительного  напряжения.Учёт особенностей работы с детьми с нарушением зрения.

 

5 этап. Закрепление материала.Нюша просит приготовить конверты с фишками.

- Слушайте внимательно слоги и покажите фишками

последовательность звуков.

АУ, ИО,   ОМ,  УМ,  МО,  РУ…

Игра «Найди ошибку»

Дети называют слоги, взрослый последовательно выкладывает схему слога фишками.  Дети находят  ошибку и выполняют задание.

Нюша оценивает работу детей.

Работа в парах. Игра «Найди ошибку».

Один из пары называет слог или звукосочетание, другой проводит анализ (затем дети меняются ролями).

Поощряется справедливая оценка и попытка аргументировать своё решение, а также  желание помочь напарнику.

Поддержание работоспособности детей с помощью работы в парах. 
6 этапРечемыслительный тренинг.Нюша проводит  игру «Запомни, повтори».

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Я назову несколько слов. Одно слово  в этом ряду – лишнее.

- Запомните и повторите слова, которые можно объединить: «Осень, Оля, остров, озеро, арка»

- Какое слово не подходит к другим?   (арка)

- Почему вы так решили?

Все слова начинаются на звук «О», арка – на звук «А»,

Сок, дом, кот, мак, год, ток.

Кино, стекло, седло, крыло, перья.

Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности. 

Используется приём интонированного произнесения.

 

7 этап. Знакомство с буквой О.Педагог читает стихотворение.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Рассматривание  буквы:

- На что она похожа?

Нюша радуется, эта буква похожа на её фигуру, просит детей погладить её.

Нюша вместе с детьми обводит  пальцем букву, выкладывают буквы на картоне пуговицами, верёвочками.

Игра «Угадай букву».

Прощупывание буквы пальцами (глаза закрыты).

Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (гладят руками, рассматривают, обводят, ощупывают). 
Нюша восхищается способностями детей.  Снятие эмоционального напряжения с помощью положительных эмоций, вызванных похвалой, тактильным контактом.
8 этап. Итог.Педагог благодарит детей и обращается к ним:

- С каким звуком мы познакомились?

- Почему «О»   обозначается красной фишкой?

Игра «Секретные слова»

Надо подобрать каждому ребёнку  5 слов со звуком «О» и назвать их Нюше  по секрету, на ушко.

9 этап. Рефлексия.Дети стоят около взрослого.

- Что было трудно?

- Что помогло нам справиться с заданием?

Тихонова Татьяна Григорьевна,
учитель-логопед МБОУ
«Начальная школа — детский сад» № 1
города Воркуты

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.