Конспект занятия по обучению старших дошкольников грамоте «Путешествие в город Звукоград»

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1986, 1988; О.И. Кукушкина, 1994; И.А. Филатова 1993 и др.).

В своей работе в структуру логопедических занятий я включаю  цикл упражнений «Игры для Тигры». Данная компьютерная логопедическая технология делает образовательный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, повышается мотивационная готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах работы.

Наряду с развивающими, воспитательными и образовательными задачами у ребенка формируется психологическая готовность к использованию компьютера как средства решения задач своей деятельности.

Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей  логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.

Кроме того игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть рекомендованы воспитателям и родителям.

Используя мяч в играх с детьми – логопатами,  я обратила внимание на то, что он, действительно, может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

Уникальное сочетание физических упражнений, «пропевание» звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает речь,  ритмическое чувство, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Конспект занятия по обучению старших дошкольников грамоте
«Путешествие в город Звукоград»
с использованием компьютерной логопедической технологии «Игры для Тигры»

Коррекционно-образовательные цели:

•    Закреплять четкое произношение гласных звуков и умение выделять их из звукового ряда.
•    Формировать умение определять звуки по их артикуляторным характеристикам.
•    Формировать навыки «звукового чтения».
•    Учить дифференцировать понятия «звук и буква».

Коррекционно-развивающие:

•    Закрепить навык выполнения действий с малым мячом для развития мелкой моторики пальцев рук.
•    Закрепить навык выполнения движений с большим мячом для развития  общей моторики, быстроты реакции в сочетании с речевыми рядами.
•    Развивать зрительное восприятие, внимание.
•    Активизировать непроизвольное внимание.
•    Развивать слуховое внимание на основе неречевых звуков.
•    Развивать фонематический слух.
•    Развивать эмоциональную выразительность и тембральную окраску голоса на основе звуков /А/, /О/, с помощью компьютерных технологий.

Коррекционно-воспитательные:

•    Воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.
•    Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе в процессе выполнения совместной деятельности.
•    Воспитывать положительно-эмоциональный навык общения в процессе образовательной деятельности.

Оборудование: каучуковые мячики, большие мячи, карта-схема города «Звукоград», схемы артикуляции гласных звуков, предметные картинки, компьютерная логопедическая технология «Игры для Тигры».

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: «Золотые руки» — говорят про человека умелого, «золотая голова» — про человека умного. Давным-давно, в старину, губы называли уста. «Златоуст» — говорили про человека, который умел говорить ладно и складно, четко и ясно. По преданию, каждый третий житель на Руси был златоустом. Все хотят быть златоустами. Но как этому научиться? Мы с вами сегодня отправимся в сказочную страну Златоустию. А перед дальней дорогой давайте разомнем наши пальчики.

Комплекс «Разминка» с каучуковыми мячиками.

Мячик сильно пожимаю и ладошку поменяю
«Здравствуй, мой любимый мячик!» — скажет утром каждый пальчик.

По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу; вправо-влево – как хочу.

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец.
Мячи пальцем разминаю, вдоль по пальцам мяч гоняю.

Поиграю я в футбол и в ладошку забью гол.

Сверху левой, снизу правой – я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь – сверху правая теперь!

Логопед: А теперь пора в путь, а путь наш будет проходить через город Звукоград, где живут звуки. Ребята, посмотрите, на дороге к городу сидит наш старый знакомый, тигренок, он хочет отправиться в путешествие вместе с нами, но сначала он просит нас выполнить его задание.

Компьютерное упражнение «Музыка»

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительного и слухового внимания.

Детям предлагается прослушать звучание представленных музыкальных инструментов. В этот момент для привлечения зрительного и слухового внимания ребенка изображение выделяется подсвеченным контуром. Таким образом, достигается визуализация аудио информации на экране. Затем детям предлагается определить, какой инструмент прозвучал (последовательность звучания задается программой). Если задание выполнено правильно, то тигренок хвалит ребенка.

Работа по карте-схеме.

Дети подходят к карте – схеме города Звукограда.

Логопед: Жители города, наверно, ещё не проснулись. Все окна в домах зашторены. Давайте попробуем отгадать, какие звуки живут на этой улице.

Дети по «фотографии» артикуляции определяют, какие звуки живут в домах. Окошки открываются и видно хозяев в красных башмачках.

Дети читают стихи про гласные звуки.

[А]! Пошире рот открой! Не ленись и громче пой!
Удивленно тянет он: «А…» Забывчивый какой!

[У] -  надул капризно губки, их он вытянул, как трубки.
Вот какой он привереда – будет дуться до обеда!

[И] — улыба, весельчак, он смеется звонко так!
На широком язычке скачет звук, как на седле!

Вот, в задумчивом сомненье, [Э] высказывает мнение:
«Э-э-э… Не знаю, что сказать. Может, лучше помолчать?»

Округлив большие губы, [О] прикрыл немного зубы,
Язык поглубже оттянул, спинку выгнул. «О-о-о…» — вздохнул.

[Ы] хоть гласный, но тихоня, всё зевает он спросонья:
«Ы-ы-ы… Поспать ещё часок… Или может, выпит сок?»

Логопед: Ребята, а почему все звуки в красных башмачках? Какие это звуки?

Дети: Это гласные звуки.

Логопед: Почему их так называют?
Дети: Потому что их можно петь, тянуть. Они произносятся с помощью голоса. Во рту нет преграды для воздуха.

Логопед: Звуки гласные мы знаем, без труда их различаем:

Вызываем по порядку наши звуки на зарядку.

Игра с мячом  «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Игра с мячом  «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Тигренок: Ребята, вы так хорошо играете, а сейчас выполните моё задание.

Компьютерное упражнение «Звук «А»
Компьютерное упражнение «Звук «О»
Цель: развитие неречевого слухового гнозиса, интонационной выразительности речи.
Ход упражнения и принцип выполнения задания аналогичны упражнению «Музыка».

Работа по карте-схеме с предметными картинками.
Дети подходят к карте – схеме города Звукограда. Тигренок предлагает им «расселить» картинки типа сЫр, шАр, кИт и т. п. в соответствующие дома.

Логопед: Много времени прошло с тех пор, как поселились в этом волшебном городе звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды, появился здесь волшебник из другого королевства. Ему так понравился этот город, что он захотел поближе познакомиться с его жителями. А когда узнал, что все они невидимки, то очень огорчился. Но он всё-таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарит по волшебному платью. Каждый звук получил платье, непохожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Я вам предлагаю выбрать платье соответствующее каждому звуку.

Дети «расселяют» буквы в соответствующие домики.

Затем садятся за столы и с помощью звуковых символов выкладывают слоги АУ, УА, ИА, читают их.

Подведение итогов занятия.

Логопед: Есть на свете интересная страна -  Златоустье называется она.
Там чудесный город,  Звукоград, в гости приглашает всех ребят.
Звуки в нём живут от А до Я, их большая, дружная семья.
Если хочешь азбуку узнать, а, быть может, златоустом стать,
То тогда, дружочек, не ленись, ты со звуками  скорее подружись,
Поспеши скорее в Звукоград, каждый звук тебе здесь будет рад!

Черепанова Светлана Павловна,
учитель-логопед высшей категории
МБС(к)ОУ «Начальная школа – детский сад № 152 IV вида» г. Перми

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.