Конспект занятия по развитию фонематического восприятия в подготовительной к школе логопедической группе (начало года).
«Страна Всё знаю»
Задачи:
- Совершенствование динамичной организации движений; развитие пространственного гнозиса.
- Уметь дифференцировать звуки близкие по акустическим и артикуляционным признакам;
- Закрепить навык определения позиции звука в слове;
- Уметь определять количество слогов в слове;
- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля.
Оборудование: вырезанные фигурки гномов, колокольчик, модели артикуляции, набор картинок на звук [К], буквы, набор картинок на звуки [П] и [П'].
Ход занятия:
Организационный момент – упражнение «Доброе утро».
Сюрпризный момент – история про мальчика Нехочуху. Отправление на праздник в страну «Всё знаю».
- Если хочешь ты сейчас в сказке оказаться,
То для этого всего лишь нужно постараться
Глазки ты свои закрой и послушай.
Колокольчика мелодию не прослушай.
В стране «Все знаю» встречает фея Грамота, приветствует ребят.
Первое задание – ответить на вопросы феи Грамоты.
- Звук [У] – гласный или согласный? Докажите. Выставьте символы.
- Звук [К] – гласный или согласный? Докажите. Выложите символы.
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Чем отличается звук от буквы?
Второе задание.
- Вместе с феей Грамотой, на праздник пришли гномы – красный, зеленый и синий. Гномы принесли с собой картинки. Нужно определить позицию звука в слове (начало, середина или конец) выложить на звуковой дорожке.
Третье задание.
Физкультурная пауза (фонетическая ритмика с пройденными звуками)
Гномы принесли буквы и предлагают ребятам маршировать под веселую музыку и при показе буквы выполнять различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков.
Четвертое задание.
Синий и зеленый гномы просят ребят помочь поделить картинки. Каждому ребенку дается картинка со звуком [П] или [П']. Необходимо разложить картинки к соответствующему гному.
Пальчиковая гимнастика.
Кто там скачет по лужайке? Это длинноухий зайка.
А из травки у калитки, дразнит рожками улитка.
И мелькают по дорожке – ушки – рожки, ушки – рожки.
Пятое задание.
«Слоговой дождик»
Нужно отгадать загадки и выложить на зонтик столько капель – сколько слогов в слове – отгадке.
Он по комнате ползет и гудит и пыль сосет
Через длинный гибкий нос. И зовется…(пылесос).
В нашем доме круглый год, дед мороз в шкафу живет.
Он бережет продукты – мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
Кто всю ночь по крыше бьет и постукивает
И бормочет и поет – убаюкивает? (дождь)
Зеленый лес наряд свой сбросил
Идут дожди – настала… (осень)
Шестое задание.
На доске написан ряд букв. Дети подходят по очереди и зачеркивают неправильно написанную букву.
Возвращение в детский сад.
Фея благодарит ребят за выполнение всех заданий, предлагает вернуться в детский сад, потому что их там уже ждет сюрприз.
- Возвращаться так приятно, мы по саду заскучали,
Мы покружимся немного и глаза зажмем глаза сильней.
Как услышим колокольчик, сразу станет веселей.
Подведение итогов. Логопед угощает детей сладкими призами.
Кирюшина Инна Владимировна,
учитель — логопед,
г. Рязань