Это занятие не совсем соответствует принятым схемам, но методист в своё время настоятельно рекомендовала составление конспекта именно в такой форме, чтобы показать воспитателям, как можно одно занятие насытить заданиями, направленными на одну тему. В данном случае — это развитие руко-моторных навыков у детей. Как известно, развитие этих навыков — наиважнейшее направление всех педагогов, ведущих коррекционную работу.
«Путешествие в Страну Пальчиковых Игр»
Цель занятия: Формировать у детей навыки овладения письменной речью: развивать мелкую моторику рук и графические навыки. Закреплять знания графического изображения печатных букв. Продолжать знакомить детей с русскими народными играми для пальчиков. Активизировать словарь. Воспитывать у детей интерес к обучению в школе.
Материал: костюм для ребёнка «Сороки-вороны»; карта Страны Пальчиковых Игр; пластилиновые шарики (7) и спички (56); влажные салфетки; треугольники (20) и квадратики (20); пальчиковые бассейны с песком, со спрятанными буквами из подвижного алфавита: А, У, И, П, Т, К; простые карандаши (7); заготовки на каждого ребёнка для выполнения графических заданий (для ОЛИ); ручки (7); тазик с тёплой водой; столик со стульчиками; кустарник с запрятанной в нём бутылкой «Источник — 4»; стаканы одноразовые (7); шнурки (21); длинная верёвка, разложенная на полу; сюжетные картинки из жизни обезьян; песок на полиэтилене, с недописанными буквами слова «Сорока-Ворона»; 2 скамейки; влажное полотенце.
Ход занятия:
- Ребята, ответьте на вопрос: «Сколько игр на свете? Правильно, очень много. Они бывают:
- домашние и … (уличные),
- детские и … (взрослые),
- сложные и … (простые),
- мальчишечьи и … (девчоночьи),
- с правилами и… (без правил),
- сидячие и … (подвижные),
- для учения и для … (развлечения).
- Целое море игр! По этому морю и поплывём мы сейчас.
Мы хотим по морю плыть
Что же нам изобразить?
На пару бежит, плывёт.
Это белый пароход.
- Мы приблизились к стране, в которой живут игры, не дающие скучать и бездельничать нашим рукам: Стране Пальчиковых Игр.
- Только мы спустились на берег… Прислушайтесь… Всё ближе какой-то непонятный звук, похожий на хлопанье крыльев.
- Смотрите, какая-то странная птица.
Над нами кружится, на берег садится.
И смотрим мы все на неё удивленно:
Как будто Сорока, а может Ворона?
Появляется Оля в костюме сороки.
- Я рада приветствовать путешественников, прибывающих в С. П. И. И всегда первой в нашей стране встречаю их я — главная птица страны – Сорока-Ворона. Почему я? Да потому что самых маленьких ребятишек приводит в страну пальчиков именно моя игра «Сорока-Ворона». Только я вас пущу в страну, если вы порадуете меня моей любимой игрой. Вы знаете её? Покажите. Это будет вашим пропуском в страну П. И.
Выполнение.
- И всё? А вы знаете, что это неполная игра? Она без окончания. А полную игру я вам покажу, когда вы пройдёте по моей стране. Для этого нужны ловкие и сильные пальчики. Они у вас такие? Я вас проведу по моей стране. Поможет нам вот эта карта».
Рассматриваем.
- Мы на Спортивном Берегу. Здесь живут игры – упражнения пианистов, машинисток, актёров-кукольников.
- Давайте с ними поздороваемся на языке пальчиков.
«Гости»
Мама, мама!
Что, что, что!
Гости едут!
Ну, и что?
Здравствуйте, здравствуйте.
2 раза.
Чмок, чмок, чмок.
- Когда-то на этом берегу проводили соревнование пианисты, машинистки, актёры-кукольники. Для каждого человека этих профессий нужны ловкие и гибкие пальчики. Правда, Сорока?
Пальчики должны:
- сжиматься и разжиматься в разные стороны. Мы умеем это делать, играя в «Кошки»: Муррр, муррр, МЯУ! Выполнение.
- и каждый пальчик должен уметь выполнять упражнение самостоятельно. Как в игре «Кукольный веер».
Каждый пальчик «машет», как веер. Выполнение.
- легко расслабляться. Как в игре «Рыбка».
Рыбки плывут,
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот,
А теперь наоборот. Выполнение.
- А попадёт на С. Б. тот, кто гласный (согласный твёрдый, согласный мягкий) звук произнесёт.
- Смотрите, на этой стройке необычный строительный материал: не кирпичи и кубики, а пластилиновые шарики и спички. Что можно из такого материала построить? (геометр. фигуры, ель, дерево, стол, шкаф, одежду, мельницу…) Да множество построек. Например, вот такое «СОЛНЫШКО», веселее будет. Выполнение.
- А что можно построить из этих треугольников и квадратиков? (ель, цветок, геометр. фигуры, горы, одежду…). Выполнение.
- Хорошо поработав на Б. С., отправляемся в глубь страны: на Гору Внимания. А пойдём мы туда по Тропе Будущего Школьника.
Трудна она.
К вершинам знаний ведёт она.
А попадёт на Т. Б. Ш. тот, кто сколько частей в слове назовёт (продукты питания).
- Но встали на нашем пути палочки, крючочки, закорючки и требуют: «Нарисуй меня чётко и правильно. Постарайся!»
- Давайте вспомним, как правильно держать ручку.
Мы ручку правильно берём.
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтоб буквы получались. Выполнение.
- Только пройдёт эти ряды будущий школьник, а навстречу ему: «Мы — буквы Азбуки. Найди нас и покажи руками». Поиск букв в бассейне.
Показ букв руками.
А (Костя), У (Даша), П (Рамиль)
Руки сложены в шалаш
Между ними карандаш.
Мы закончили едва,
Получилась буква «А».
Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко.
Карандаш потом возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому –
Получилась буква «У».
Две ладони стали в ряд.
Распрямились и стоят.
Карандаш наверх залез -
Получается навес.
Я секрет скажу тебе -
Получилась буква «П».
К (Ярик), Т (Дима), И (Аня)
Мы опять зажали наш
Между пальцев карандаш
Он стоит наискосок,
А внизу его, дружок,
Держит правая рука -
Появилась буква «К».
Вот стоит одна ладошка
На неё поставим плошку.
Что здесь вырос за грибок?
Это буква «Т», дружок!
Пальцы дружно вверх глядят,
Превратиться в «И» хотят.
Помоги ты им, дружок:
Карандаш наискосок.
Между пальцами зажми –
Вот и будет буква «И».
- И с этой задачей справится будущий школьник. Но нужно следить, чтобы пальчики от писания не начали болеть. Если пальцы начали подрагивать, то нужно положить ручку и растереть ладошки друг о друга, каждому пальчику, который держал ручку сделать массаж.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём
И к другому перейдём.
- Ещё нужно дать ручкам отдохнуть (лучше в тазу с тёплой водой). Выполнение.
- Теперь Тропа Школьника не так опасна. Совсем скоро она приведёт нас на вершину Горы Внимания.
- А к Г. В. попадёт тот, кто что можно купить в магазине «Хлеб» назовёт.
- Где-то на этой горе прячется маленький звонкий ручеёк. Он почти незаметен. Лишь самым внимательным и терпеливым удаётся его найти. Поэтому и называется эта гора Г. В. Тем более, что и помощники наши тут как тут – игры, живущие на этой горе. Например, «Скажи правду!» (Даша)
Выполнение.
- После этой игры наше внимание обострено настолько, что мы без труда находим прозрачный ручеёк. Пьем.
- Вкусная вода. Правда? Она похожа по вкусу на целебную воду, из-за которой и знаменит наш город-курорт — Ессентуки. Она называется «Ессентуки — 4». Давайте вспомним стихотворение про наш город.
Люблю свой город я, Ессентуки.
Где минеральных вод текут ручьи.
Куда со всей страны съезжается народ,
Чтоб вылечить болезни в сердце КавМинВод.
- А теперь давайте скажем, какой этот ручеёк? Подбираем признаки.
Прозрачный, холодный, полезный, минеральный, газированный, лечебный, четвёртый, сверкающий, солоноватый, освежающий, Ессентукский, столовый, чистый.
- Теперь нам нужно пройти по Речке Верёвочке. Но сначала нужно справиться с её младшими братишками – Шнурками, выложив ими букву, которую надо писать в начале слов; Ананас, Икра, Плов, Салат, Котлеты, Укроп. Выполнение.
- Речка пропускает нас. Давайте пройдём по ней. Идем по веревке.
- Недалеко от С. П. И., в море игр, есть Обезьяний Остров. Давайте поплывём туда.
Все теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все мы плыли как дельфины,
Вышли на берег крутой. Имитация.
- А вот и остров. На нём проживает семейство весёлых мартышек. Вот их семейные картинки, видите? Весёлые, да? Договорите предложение: «Это картинка весёлая, потому что …». Составляем.
- Давайте тоже что-нибудь сделаем пальцами ног. Я даже знаю, что. Смотрите, здесь когда-то было написано имя хозяйки С. П. И., но волны Моря Игр смыли нижние половинки букв. Давайте восстановим надпись – Сорока – Ворона. Выполнение.
«Спасибо, вам. Вы сумели пройти всю мою страну. У вас ловкие и умелые пальчики не только на руках, но и ногах. Теперь наступило время показать вам окончание моей игры».
«Знай наперёд:
Здесь водичка холодненька» (поглаживать ребёнка у запястья).
«Здесь тёпленька» (поглаживать у локтя).
«Здесь горяченька» (поглаживать у плеча).
«А здесь кипяток-кипяток!» (щекотать под мышкой).
- Понравилось? Вот оказывается, какая это весёлая игра. Спасибо тебе, Сорока-Ворона. Нам очень понравилось в твоей стране. Счастливо, тебе. До встречи. Нам пора возвращаться. Сорока улетает.
- Но прежде чем расстаться, давайте оставим пальчикам пожелания.
- Например: «Я желаю пальчикам, чтобы они никогда не уставали». Теперь вы, говорите своё пожелание (не болели, были ловкими, были сильными, были умелыми, были подвижными).
- Теперь возьмём наши пожелания, смешаем их со счастьем, здоровьем, улыбками, хорошим настроением и пошлём по всему свету, чтобы это чудо попало ко многим людям.
Носова Алина Евгеньевна,
учитель-логопед ГКДОУ «Д/с компенсирующего
вида № 3 «БЕРЁЗКА», г. Ессентуки