Конспект занятия в подготовительной группе
«Звук и буква Щ»
Лексическая тема: «Весна»
Задачи:
- уточнить произношение звука «Щ», познакомить с графическим изображением буквы «Познание»);
- развивать способность выстраивать гипотезу исследования («Познание»);
- развивать тактильные ощущения посредством дидактических игр «Угадай, что в коробке» («Познание»);
- пополнять активный словарь прилагательными к существительному «защитник» («Коммуникация»);
- развивать фонематические процессы («Коммуникация»);
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, память и внимание («Физическая культура»)
- воспитывать у детей самоконтроль за поставленными звуками («Социализация»)
Материалы: коробка (с двумя боковыми круглыми отверстиями) с щетками, зеркала, пиктограммы, альбомные листы, предметные картинки.
Логика образовательной деятельности
ВЕСЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Вот и весна пришла — тепло с собой принесла.
Мы сейчас пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать.
Вышли на улицу: «Ах, как пахнет!»
Придать лицу выражение радости и удивления.
Зимой ветер был холодный, неласковый.
Вот такой…
Поднести ладонь к губам и, широко улыбнувшись, длительно произносить звук [C]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит холодную струю воздуха.
А теперь ветерок стал теплым и ласковым.
Всех вокруг обогреет, порадует,
Цветам расправит лепестки,
Пригладит травку на лугу,
Поможет птичкам на лету.
Вот он какой…
Поднести ладонь к губам и сложить губы в виде рупора; длительно произнести звук [Ш]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит теплую струю воздуха.
Смотрите, в траве появились белые пушистые одуванчики.
Вот такие…
Надуть щеки и подержать их так в течение нескольких секунд.
Вокруг птички порхают,
Звонко песни распевают.
Произнесите звукоподражания — близкие по звучанию слоги, и попросите детей сначала их послушать, а затем повторить по памяти.
Варианты слогов: «Ти-ти-ди, Ди-ди-ти, Ти-ди-ти, Ти-ди-ди».
Птички песни поют,
Птички гнезда вьют. Вот такие…
Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму ковша.
Хорошо гулять весной!
Сюрпризный момент
Дидактическая игра «Угадай, что в коробке».
Дети, не видя предмет в коробке, через боковые отверстия с 2-х сторон, на ощупь угадывают и высказывают свои предполагаемые ответы.
Что это?
Достают зубную, обувную и одежную щетку
Ситуативный разговор «А для чего нужны щетки?»
Ответы детей.
А какой первый звук в слове щетка? Щ
Какой звук слышим, когда чистим зубы щеткой? Ответы детей.
Динамическая пауза
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки
Все три щетки мне нужны.
Упражнение с пиктограммами
Выберите слова со звуком Щ и закрасьте окошко.
Что получилось?
Давайте найдем букву на картинке (Где вы видите букву?)
Игра «Буквы дружат друг с другом»
Звукобуквенный анализ слова «щенок».
К нам пришел щенок, а давайте расскажем скороговорки со звуком Щ.
Чтение детьми скороговорок
Щенок приготовил для вас сюрприз (буквы Щ)
Итог занятия. Примерный вопрос:
С какой буквой мы познакомились?
Наследова Елена Геннадьевна,
учитель-логопед, СП «Детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ с. Подбельск