Хочу предложить для публикации конспект занятия, рассчитанного на детей первой младшей группы (ранний возраст).
Тема: «Вместе с колобком».
Тип занятия: групповое.
Продолжительность: 10 мин.
Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий.
Занятие рассчитано на детей раннего возраста (2-3 года) — I младшая группа.
Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.
Ресурсы: бубен, воздушный шарик, домик, дорожки (широкая, узкая), игрушки: заяц, медведь, лиса, магнитофон, фланелеграф, изображения диких животных (сказочные и натуральные).
№ | Задачи | Содержание | Организация | Результат |
Вводный этап | ||||
1 | Создать положительный эмоциональный настрой на занятие. Привлечь внимание детей.
Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова. |
Здравствуйте ребята, что это у меня? Хотите поиграть?
Соня в бубен поиграй, поиграй. |
Логопед приветствует детей, привлекает внимание звучанием бубна. Дети сидят на ковре. Даёт ребёнку бубен со словами. | Дети слушают логопеда, отвечают на вопрос, передают бубен тому, кого называют. |
Основной этап | ||||
1 | Развитие чувства ритма | Наши детки дружно встали, По дорожке зашагали. Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Топают, стараются, Громко получается: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Наши ноженьки устали Итихонько топать стали: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. А теперь стоп! |
Логопед предлагает детям встать и пойти за ним. | Дети идут по кругу и договаривают: »Топ-топ-топ, топ-топ-топ». |
2 | Развитие артикуляционной моторики, развитие плавного длительного выдоха. | Ой, кто это? Колобок! Колобок румяный бок! Какой гладкий, круглый, румяный. Как улыбается! Давайте улыбнёмся Колобку! А теперь будем толстенькие как колобок. Облизнёмся, какой вкусный! Ой, ещё горячий! Подуем!Артикуляционные упр. «Улыбка» «Толстячок», «Вкусное варенье» | Логопед показывает детям упражнения. | Дети стоят и выполняют артикуляционные упражнения. |
3 | Формирование умения образовывать грамматическую форму уменьшительно-ласкательных существительных.
Активизация речевого подражания. Практическое усвоение стереотипной фразы. |
Кто это? Назвать ласково части тела зайца, изменяя слова при помощи суффиксов.
Не лапы, а лапки; не уши, а ушки; не нос, а носик; не хвост, а хвостик. |
Логопед побуждает детей ответить на вопрос, затем назвать ласково части тела зайки. Даёт образец высказывания. | Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: «Не ешь его!»; подходят к логопеду, рассматривают зайца, отвечают на вопрос: называют (Ангелина, Динара, Ваня, Арсений, Соня), или повторяют слова (Саша, Лёша), показывает называемые слова (Миша) — в зависимости от речевых возможностей |
4 | Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: узкий – широкий. | Поможем зайке найти широкую дорожку и узкую. Показать дорожки, назвать. Дети переступают через широкий ручеёк, через узкий. | Дети стоят возле логопеда. Логопед показывает и называет дорожки, просит детей переступить через широкий ручеёк. Через узкий. | Дети внимательно слушают, рассматривают ручейки. Перешагивают те, кого назвали. Помогают зайцу перепрыгнуть через широкий ручеёк, через узкий. |
5 | Развивать координацию речи и движений.
Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: большой – маленький. Развитие чувства ритма. Практическое усвоение стереотипной фразы |
«Кто это?»
Колобок, колобок, я тебя съем. Упражнение, сочетающее в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание слогов. «Дом маленький, дом большой» Логопед: У медведя дом большой, ой, ой, ой. (разводит руки в стороны). Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх). Логопед. А у зайца — маленький, ай, ай, ай (жалобно). Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками. Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Логопед: Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку). Дети (сердито): Ой, ой, ой. Логопед: Да и крошка заинька. Дети (прыгают на двух ногах): Ай, ай, ай. |
Логопед побуждает детей ответить на вопрос; показывает движения, проговаривает слова, побуждает детей к повторению действий и договариванию междометий. | Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: «Не ешь его!»; повторяют движения за логопедом, договаривают: ой-ой-ой, ай-ай-ай. |
6 | Развивать координацию речи и движений.
Развитие правильного речевого дыхания. Создание эмоционально затрагивающей ситуации. |
Кто это?
Е. и С. Железновых «Вот маленькая мышка…» |
Лиса приглашает детей сесть на стульчики. Включить магнитофонную запись с песенкой Железновых, диск «Вместе с мамой». Логопед показывает движения и побуждает детей повторять. | Дети садятся на стульчики. Выполняют упражнения под музыку. |
Обобщающий | ||||
1 | Активизировать словарь по теме дикие животные | Назвать всех диких животных каких встретили. | Фланелеграф с набором диких животных, выбрать только тех кого встретили. | Дети выбирают животных и показывают колобку. Колобок оценивает выбор. Далее дети свободно играют с колобком. |
Заключительный | ||||
1 | Дать качественную оценку деятельности детей. | Оценка деятельности детей. | Колобок благодарит ребят, что помогли ему от всех убежать. | Ребята играют с колобком (шариком). |
Литература:
1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, «Логопедия» Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД 1998.
2. О.Е. Громова, «Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Е. Янушко, «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет», — М.: Теревинф, 2011.
4. М.Г.Борисенко, Н.А. Лукина, Серия «Грамматика в играх и картинках». – СПб.: Паритет,2005.
5. Интернет ресурсы.
Корень Анна Анатольевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад «Веточка»,
п. Ванино, Ванинского муниципального района,
Хабаровского края