Конспект подгруппового занятия «Знакомство со звуком и буквой Ч»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;
  • научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, память;
  • упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей;
  • создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

2. Массаж лица:

Учила мама дочку умываться:
- Надо, надо умываться
Поглаживающие движения.
По утрам и вечерам,
Растирающие движения.
А детишкам неумытым
Пощипывающие движения.
Стыд и срам!
Поглаживающие движения.

3. Развитие артикуляционной моторики.

«Заборчик»

Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

«Трубочка»

Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

«Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать на счет до 5.

«Вкусное варенье»

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

«Маляр»

Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движение вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

«Качели»

Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз .

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?
Что за чудо?
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги.
Кто же это?

Дети: Черепаха.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме.

На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Посмотрите в зеркала. Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука[Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы разомкнуты.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом.

Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч.

Можно его пропеть?

Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч – глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы.

В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы – волчёночек.
У ёжихи – ежёночек.
У лошади – жеребёночек.
У медведя – медвежёночек.
У львицы – львёночек.
У белки – бельчёночек.
У оленихи – оленёночек.
У овцы – ягнёночек.

11. Деление слов на слоги. Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(пчела)

Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг.
(грач)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет.

А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка

Логопед: Черепаха очень любит игры с мячом. Давайте мы с вами тоже поиграем в мяч, покажем, какие мы ловкие.

Колобок (с мячом).

Жили-были дед и баба
На поляне у реки
И любили они очень
На сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.
Очень круглый, очень вкусный,
Даже кушать его грустно.
Мышка серая бежала,
- Ой! Как пахнет Колобочек!
Дайте мышке хоть кусочек.
Колобочек убежал,
По дорожке поскакал.

Движения:

Стоять, мяч за спиной, наклоны вправо, влево.
Стоять, мяч перед собой.
Передавать мяч из одной руки в другую.
Присесть, мяч внизу.
Катать мяч по полу.
Встать, перекладывать мяч из одной руки в другую.
Мяч на полу, бег вокруг мяча.
Наклоны к мячу.
Стоять, отбивать мяч от пола и ловить его двумя руками.

13. Знакомство с буквой Ч. Дидактическая игра «Туча».

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч – это буква Ч. Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек.

Логопед: Налетела большая туча, закапал дождик. Везде лужи. Но дождик необычный – в каждой капельке буквы и каждой лужице буквы (в каждой лужице по одной букве а, о, у, и). Назовите, какие буквы вы видите в лужицах.

Дети называют буквы.

Звук и буква Ч

Логопед: Какие звуки обозначают эти буквы и почему?

Дети: Эти буквы обозначают гласные звуки, потому что воздух не встречает в ротике преграды, эти звуки можно пропеть.

Логопед: Выберите только те капельки, на которых буква Ч и опустите её в лужицу перед гласной, прочитайте слоги.

Дети читают получившиеся прямые слоги – ча, чо, чу, чи и проводят звуко-буквенный анализ (выкладывают кружки зеленого и красного цветов).

Логопед: Положите капельку с буквой Ч после гласной, прочитайте слоги.

Дети выкладывают получившиеся обратные слоги – ач, оч, уч, ич и проводят звуко-буквенный анализ этих слогов.

14. Проговаривание чистоговорок с движением.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

Ча-ча-ча – на столе стоит свеча. Левая рука лежит на столе, правая — согнутая в локте, поднята вверх, локоть стоит на столе.

Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи. Две ладони сомкнуты на уровне груди, описывают круг и снова соединяются.

Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу. Руки согнуты в локтях, локти стоят на столе. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Че-че-че – чай попили при свече. Имитируют движение ведущей рукой.

Ча-ча-ча — догорела вся свеча. Обе руки согнуты в локтях, локти стоят на столе, затем дети кладут руки друг на друга на стол.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,
Не приходится скучать с верными друзьями.
Она начнет, а вы кончайте,
Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай
Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл –
Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик).

16. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось? Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть. Она дарит вам по цветочку, в лепестках которого вы должны будете нарисовать картинки, в названии которых есть звук Ч, определить место звука в слове и определить количество слогов.

Кудакова Татьяна Михайловна,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 32,
МБДОУ д/с № 16 г. Арзамас

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.