Конспект логопедического занятия в старшей группе содержит развивающие игры и задания по теме «Звук [н]» и позволяет сформировать фонетико-фонемат
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Звук [Н]. Путешествие к Царевне-Несмеяне»
Цель:
- Знакомство детей со звуком [н].
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей со звуком [н] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
- уточнить артикуляцию звука [н];
- продолжать формировать понятие «согласный звонкий звук»;
- учить четко интонировать звук [н];
- учить выделять звуки [н];
- обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать фонематический слух;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- учить слушать других детей, не перебивать;
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
- «Звуковичок» (символ согласных звуков (твердых, звонких)), профиль артикуляции звука [н], сюжетная картинка «Царевна Несмеяна», индивидуальные зеркала, звуковые пеналы (на каждого ребенка), «ковер-самолет», аудиозапись.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, предлагает им поздороваться с гостями и пройти на ковер.
Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?
Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.
Звучит музыка.
Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза и потихоньку вставайте. Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали героиню сказки?
Дети: Царевна-Несмеяна.
Логопед: Верно! Садитесь на свои стульчики.
2. Основная часть.
Логопед: Ребята, послушайте внимательно историю про царевну.
- Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.
Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Логопед: Ребята, вы уже догадались с каким звуком мы познакомимся?
Дети: Мы познакомимся со звуком [н].
Логопед: Верно! Давайте посмотрим, как мы произносим звук [н]. (Логопед помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам. Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?
Дети: Воздух встречает во рту преграду.
Логопед: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?
Дети: Нет.
Логопед: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?
Дети: Согласные.
Логопед: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»?
Значит звук [н] какой?
Дети: Звук [н] — звонкий.
Логопед: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?
Дети: Губы не улыбаются.
Логопед: Значит звук [н] какой?
Дети: Звук [н] — твердый.
Логопед: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?
Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.
Логопед: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он? А поможет нам звуковичок.
Дети: Повторяют характеристику звука.
Логопед: Молодцы! Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.
Слова логопеда |
Действия ребенка |
Как живешь? Вот так! Как плывешь? Вот так! Как бежишь? Вот так! Вдаль глядишь? Вот так! Машешь вслед? Вот так! А как спишь? Вот так! А шалишь? Вот так! |
Руку вытянуть вперед, не сгибая в локте, большой палец отогнуть вверх,
остальные пальцы сжать в кулак. Изобразить плывущего человека. Изобразить бегущего человека. Приложить руку к глазам, «вглядываясь» в даль. Помахать рукой. Изобразить спящего человека. Надуть щеки и кулачками хлопнуть по ним. |
Логопед: Молодцы! Ребята, пришли к Несмеяне няньки и давай её веселить, звук [н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру «Поймай звук [н]«. Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [н] — хлопните в ладоши.
Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки. Осталась Несмеяна одна-одинешенька.
Ночь на дворе. Рассмотрите картинку «Царевна Несмеяна». Назовите слова со звуком [н]. Где спрятался звук [н], в начале, в середине или в конце?
Дети: Называют слова со звуком [н], определяют место звука в словах.
Логопед: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Приехали к ней принцы заморские. Ходят перед нею, шутят, а она им задания дает: «Что я скажу — покажите на схеме» (ан, ин, на). Не могут принцы выполнить ее задание. А вы сможете?
Дети: Составляют схемы слогов с помощью звуковых пеналов.
Логопед: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу. А теперь пришла пора возвращаться в группу.
Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки.
Звучит музыка.
Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, потихоньку вставайте.
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? С каким звуком мы познакомились в путешествии? Что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?
Дети: Отвечают на вопросы.
Герасимова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 67″,
город Ярославль