Консультация для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Подготовка к школе детей с ЗПРВ настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная  по своему составу. Часть из них имеют негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС (соматическая  ослабленность, наличие хронического заболевания). Еще одной причиной  ЗПР у детей, это педагогическая запущенность, неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации.

К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не развиваются предпосылки логического мышления, проявляется низкий уровень интеллектуальной активности, снижены речевые возможности, ограничен словарный запас об окружающем. В эмоционально-волевой  сфере отмечается общая незрелость, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствии чего детям трудно подчиняться требованиям педагога.

И, как следствие, эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе (С. Г. Шевченко, 2003).

Основной задачей подготовки к школе детей с ЗПР является повышение уровня психического развития: интеллектуального, эмоционального, социального.

Подготовка к школе осуществляется с целью помочь ребенку с нарушениями в развитии на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, и рассматривается не как самоцель, а как одно из средств, психического развития и воспитания у него положительных качеств личности.

При подготовке к школе детей с ЗПР ставим следующие задачи:

  • Освоение эталонов цвета, формы, величины;
  • Освоение понимания между временными, пространственными, количественными отношениями;
  • Освоение продуктивных видов деятельности;
  • Развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
  • Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Формирование диалогической и монологической речи;
  • Развитие элементарных математических представлений;
  • Формирование навыков игровой деятельности, а также элементов учебной деятельности.

Указанные задачи реализуются в программах подготовки к школе детей с ЗПР и тематическом планировании занятий.

Работаем мы по коррекционной программе С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР» (в 2-х книгах), а также авторским программам: «Ознакомление с окружающим и развитие речи», автор С. Г. Шевченко; «Развитие фонематического восприятия» (5-6 лет), «Подготовка  к обучению грамоте» (6-7 лет), автор Р. Д. Тригер;  «Формирование элементарных математических представлений» (5-7 лет), автор Г. М. Капустина.

Прежде чем начать проводить коррекционную работу, нужно выявить уровень развития, на котором находится ребенок с нарушениями в развитии. С этой целью проводится психолого-педагогическое обследование каждого воспитанника, где устанавливается индивидуальные особенности психофизического развития, его возможности в обучении, сформированность навыков обучения; общую осведомленность и социально-бытовую ориентировку; знания и представления об окружающем; состояние эмоционально — волевой, двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук); адекватность поведения. Собирается анамнез ребенка, все данные заполняются в личные дела, и  определяется индивидуальная программа обучения.

При  подготовке  детей к школе, важное место занимают специальные  занятия «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний об окружающей действительности.

При изучении каждой темы происходит взаимосвязь следующих видов деятельности: наблюдения за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практическая деятельность детей  и дидактические игры (настольно-печатные, словесные, с игрушками, предметами).

Закрепление знаний и представлений происходит в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.

Спецификой в организации занятий по ознакомлению с окружающим миром являются наличие практической деятельности при изучении любой темы (например, при прохождении темы «Деревья» дети собирают природный материал, подбирают листья, одинаковых по цвету, размеру, составляют букеты и т.п.)  Затем можно предложить нарисовать то, что они увидели на прогулке, подсказав сюжеты (особенно то, что у них вызвало радость, удивление): «Зимний лес», «Поможем лесовичку украсить домик», «Мое любимое животное».

Дети с ЗПР в связи с низким уровнем сенсорного  развития не могут сравнивать предметы по определенным признакам, группировать и классифицировать их.  В связи с этим проводятся занятия, направленные на формирование обобщенных представлений о цвете, форме, величине, расположении предметов в пространстве. Важную роль в формировании этих умений играют дидактические игры. Подбираются такие игры, которые будут направлены на решение учебной задачи.  Так, для  развития ориентировки в свойствах предметов  используются игры: «Спрячь мышку», «Разноцветная полянка», «Геометрическое лото», кубики «Дьянеша» (где ребенок сначала выкладывает предмет непосредственно на образце, затем можно предложить выложить на столе, глядя на образец, и как усложненный вариант – выложить по памяти).

Система работы по ознакомлению с окружающим миром, способствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно рассказывать о собственном опыте.

При составлении рассказов ребенок опирается на наглядный план в виде картинок или пиктограмм.

Учим детей рассказыванию по сюжетной картине или серии последовательных картин:

- Придумай название картины;
- Определи время и место действия;
- Передай содержание картины;
- Восстанови последовательность событий (что было сначала,  а что потом);
- Слушай внимательно ответы своих товарищей.

В  программе  фонематического восприятия и подготовки к обучению грамоте ставятся следующие задачи:

  • Развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих)
  • Обогащение словарного запаса и связной речи;
  • Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
  • Совершенствование сенсорного опыта, умение выделять основные группы русского языка – гласные и согласные звуки.

Дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве общения. Даже в 7 лет детям оказывается малодоступным последовательное выделение звуков в слове.

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов.

Очень важны игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного выдохов,  и  на этом этапе мы предлагаем игры с пропеванием гласных звуков с движениями.

Вычленение звуков из слова начинается с гласных звуков, находящихся в ударном положении; затем взрывных согласных (к-г-х), сонорных (м-н).

Для поддержания интереса к занятиям используем  игровые приемы, дидактические и сюжетные игры. Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями  его звучания и произнесения: участием голоса, положением губ, языка. Обращаем внимание на то, что одни звуки произносятся с голосом, свободно, произношение других связано с тем, что губы или язык образует преграду.
Кроме того, знакомим детей с условными обозначениями этих звуков (гласные  обозначаем красной фишкой, твердые согласные – синей, мягкие согласные – зеленой). Дети учатся в тетрадях самостоятельно вычерчивать условно-графические схемы слова цветными карандашами.

Выделение предложения из речи представляет значительную трудность.  При формирования этого умения используем условно-графическую схему предложения. Объясняем детям, что начало линии  имеет подъем, что при письме каждое предложение начинается с заглавной буквы. Затем выделяются отдельные слова: ребенок, проговаривая каждое слово, обозначает его короткой линией: сколько слов в предложении, столько и коротких линий, в конце ставится точка.

Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях:

  • гимнастика пальцев и кистей рук;
  • ориентирование на листе бумаги;
  • обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;
  • отработка элементарных графических навыков;
  • соотнесение звука и буквы.

Работа по развитию тонкой моторики осуществляется как педагогами, а также в виде рекомендаций родителям.  Детям предлагается большое разнообразие игровых пособий по развитию мелкой моторики:  шнуровки,  мозайки, конструкторы, мячи, нанизывание бус, бельевые прищепки, шаблоны по лексическим темам, игрушки из «киндер – сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»; горох, фасоль (выкладываем из них буквы, цифры, предметы).

Обучаем детей приемам самомассажа кистей рук. Проводим с детьми пальчиковые игры, их мы подбираем к каждой лексической теме.

Перед нами и родителями ставится еще одна задача – подготовить руку  ребенка к письму. Первоначально используется нелинованная бумага, отрабатываются ритмические,  круговые движения рук, имеющие широкий размах, Постепенно размах уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Каждое графическое задание включено и понятно детям: рыбки плывут по волнам, волшебный клубок и т.д.

Детей более старшего возраста знакомим с разлинованной в клетку тетрадью, где дети учатся в ней работать: проводить наклонные линии, «продолжи строчку до конца», рисунки по клеткам по лексическим темам, дорисовывание недостающих частей буквы, раскрашивание наложенных контуров букв и цифр.

Программа по развитию ФЭМП  у детей с ЗПР предусматривает развитие  элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование о способах измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение задач на сложение и вычитание.

Не секрет, что дети  механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки. С трудом запоминают цифры и знаки отношений. У  некоторых дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также наблюдается недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр. У них чаще встречается зеркальное написание цифр. Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дошкольники не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры в непривычном ракурсе, в перевернутом положении.

Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной. Выражается тем, что дети в состоянии запомнить небольшие порции информации, для них чаще приходится повторять материал. Они склоны механически заучивать материал без его понимания.

Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии. Все обучение носит наглядно-действенный характер. Все математические понятия ребенок усваивает в процессе активной деятельности: в играх, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка, раскрашивание)  и упражнения по конструированию и моделированию  (из палочек, геометрических фигур). Посильная работа детям доставляет им радость, помогает снять умственное переутомление.

На занятиях используем настольные игры: геометрическое лото, домино, мозайку. В группе находится наборное полотно  с демонстрационным материалом: фланелеграф с цифрами, геометрическими фигурами, а также разнообразный раздаточный материал (игрушки, геометрические фигуры, предметные картинки). На занятиях используем тетради с печатной основой, а также рабочие тетради в крупную клетку, в которых дети работают в вечернее время с воспитателем.

Работаем мы в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на родительском собрании знакомим  со спецификой коррекционной группы, с результатами диагностики в индивидуальном порядке. Приглашаем родителей на консультации. Во втором полугодии проводим «День открытых дверей», с показом занятий, презентаций; активно готовимся к утренникам, выпускам в школу.  Для родителей оформлен стенд, где вывешиваются консультации, памятки для выполнения домашних заданий.

Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости выполнения домашних заданий.  Работа заключается в том, что родитель совместно с ребенком закрепляет те умения и навыки, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях (развитие лексико — грамматических средст языка, обучению грамоте и звукопроизношению).

Таким образом, нужно говорить о необходимости обучать и воспитывать детей с ЗПР в особых условиях и иными методами, чем те, которые используются в массовых детских садах.  Коррекционно-развивающие занятия становятся при этом не только средством подготовки к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннего развития личности.

Никитина Светлана Юрьевна,
учитель-дефектолог МАДОУ № 357
г. Казань, Республика Татарстан

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.