Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с задержкой психического развития

РитмикаКраткая аннотация:

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений. Статья содержит теоретический материал по использованию занятий коррекционной ритмикой и может быть полезна педагогам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми с ЗПР.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, влияет на ритм дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, неврастении с чувством нервного перенапряжения. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, ненависти, снимает раздражение и нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада: эмоционально-волевая и личностная незрелость, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата. У них ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Эти недостатки тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.

Для эффективного развития высших психических функций и двигательной сферы необходимо сначала сформировать их психологическую базу, которая включает в себя:

  • обеспечение полноценного психического развития ребенка;
  • коррекция недостатков в двигательной сфере;
  • развитие общей и ручной моторики;
  • формирование чувства ритма;
  • создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы на занятиях коррекционной ритмикой.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка.

Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Жаком-Далькрозом.

Он был убежден, что обучать ритмическим движениям необходимо всех детей, и развивать в них «глубокое чувствование, проникновение в музыку, творческое воображение, формировать умение выражать себя в движениях». При этом, дети приобретают навыки художественного видения мира, простые и привычные действия преображаются в танцевальные и воплощаются в том или ином образе. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают совсем другую поведенческую окраску.

Выполняемые детьми задания, усложняясь по мере надобности, становятся для них не только методом обучения, но и источником вдохновения и эстетического удовольствия.

Еще в древности медики полагали, что музыка способна исцелять человеческие недуги. В настоящее время воздействие музыки на личностные детские впечатления трудно переоценить. Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка, призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта – неуверенность, страх, боязнь. В данном случае – это музыкальный аутотренинг и психогимнастика сможет посильно скорректировать различные сферы психики детей.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Они являются основной формой деятельности дошкольников. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует познавательные качества ребенка, вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, социализирует его в детском коллективе

Чтобы быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия.

Таким образом, предъявление на занятии коррекционной ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия при работе с детьми с задержкой психического развития.

Коррекционная ритмика является одной из форм активной терапии, направленной на преодоление недостатков развития детей с ЗПР средствами музыкально-ритмических упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

Забелина С.А.,
музыкальный руководитель

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка
Семинар для воспитателей «Развитие речи детей с помощью логопедических игр» Семинар для воспитателей «Развитие речи детей с помощью логопедических игр»
Тренинговое занятие «Путешествие в Страну Семейную» для родителей с детьми старшего дошкольного возраста Тренинговое занятие «Путешествие в Страну Семейную» для родителей с детьми старшего дошкольного возраста
Дисграфия у детей с ринолалией Дисграфия у детей с ринолалией

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.