Несколько приемов коррекции письма
(Из опыта работы учителя-логопеда МБОУ СОШ№9 ст. Староминской Краснодарского края Мироновой Жанны Евгеньевны)
Дисграфия и дислексия — это специфические нарушения чтения и письма, которые имеют стойкий характер. Выделяют несколько видов дисграфий и дислексий. Каждому виду соответствуют свои ошибки и, соответственно, существуют свои приемы и методы их коррекции.
Вашему вниманию предлагаются несколько способов устранения системных ошибок чтения и письма, которые можно использовать при коррекции любых форм данных нарушений.
Работа с таблицей слов-паронимов
Важно учитывать:
• время включения слов–паронимов в работу;
• тяжесть дефекта;
• работоспособность ребенка;
• навыки письма ребенка.
Следует помнить:
• Все пары слов в таблицах прочитывать с усиленной артикуляцией и писать с утрированным проговариванием;
• Звуки-паронимы произносить с большим артикуляционным и голосовым акцентом.
• Писать слова небольшими «порциями» с предварительным прочтением и только тогда можно приступать к написанию предложений.
Виды упражнений:
Дифференциация С-З в словах-паронимах
Суп-зуб
Сима-зима
усы-узы
Роса-роза
сахар-Захар
слой-злой
Косы-козы
лиса-Лиза
слить-злить
Дифференциация С-З в одном слове
Засада, зоосад, запас, совхоз, слезы, созвать, застава, закваска, связать, заселять, застроить, застегнуть, забросить, смазать, записать, замести, заснуть, заседание, созвездие, заросли.
Дифференциация Ж-Ш в словах-паронимах
жар-шар
Луша — лужа
ворошить-ворожить
жил-шил
Саша — сажа
нашивка-наживка
шить-жить
Шурка — Журка
шалить-жалить
Дифференциация Ж-Ш в одном слове
Жуёшь, можешь, живешь, жалишь, лежишь, жалеешь, держишь, ожидаешь, уважаешь, журчишь, режешь, дождешься, дорожишь.
Дифференциация Ж-З в словах-паронимах
зал-жал
козы-кожи
грозу-грожу
коза-кожа
залей-жалей
зевать-жевать
возы-вожжи
узы-ужи
дерзать-держать
Дифференциация Ж-З в одном слове
Железо, зажим, жизнь, зажать, возложить, зажарить, зажигалка, задержал, закружить, забежал