Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Как избавиться от заиканияАннотация: В данной статье мы хотим поделиться опытом работы по коррекции заикания с детьми школьного возраста.

Среди учащихся школ с ОВЗ все чаще встречаются дети с заиканием. Заикающиеся школьники нуждаются в своевременной и систематической логопедической помощи. Заикание определяется, как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями.

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет), когда ребенок в своей речи начинает употреблять целые фразы.

Заикание не всегда у ребенка проявляется сразу же. Обычно родители некоторое время замечают, что в речи появились какие-то изменения: он по несколько раз повторяет первые звуки или слоги в словах (и-и-и-игрушка, ма-ма-ма-мамочка) или же делает внезапную остановку в начале или в середине слова и фразы. Дыхание у ребенка становиться коротким, неровным, прерывистым, в связи, с чем ему трудно говорить. Не только речь, но и движения ребенка становятся скованными, напряженными.

В большинстве случаев родители, обратив внимание на странности в речи ребенка, успокаивают себя тем, что он не может еще сразу найти слова, которые хочет сказать или просто шалит. Однако, с стечением времени речь ребенка ухудшается все чаще и чаще, в словах появляются повторение слогов или внезапные остановки.

Ребенок, начавший заикаться, иногда сопровождает свою речь рядом непроизвольных движений: подергиванием мышц лица, зажмуриванием глаз, высовыванием языка, покачиванием туловища, движением рук и ног. Обычно ребенок сам начинает чувствовать затруднения в речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шепотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать и в общении с окружающими пользоваться жестами.

Изменяется и поведение ребенка. Он становиться раздражительным, капризным, пугливым. Не имея возможности свободно говорить, ребенок сторониться детей, предпочитает одиночество. Чем больше заикающийся ребенок стремиться избежать затруднений в речи, тем меньше ему это удается, и он тяжело переживает недостатки в своей речи.

Так как логопедические группы формируются по схожести речевых нарушений, то часто для детей с заиканием логопедические занятия проводятся индивидуально. Логопед в процессе обследования устанавливает причины и характер заикания, определяет темп речи ребенка, изучает его речевое окружение, время возникновения заикания, выясняет реакции самого ребенка на заикание, выявляет недостатки звукопроизношения, уровень общего речевого развития.

На результативность логопедических занятий влияет тип нервной системы ребенка. При слабом типе нервной системы, даже самая незначительная неблагоприятная ситуация может привести к срыву. Чрезмерная подвижность, неуравновешенность, нервная неустойчивость и впечатлительность ребенка, естественно, будут мешать формированию спокойной, неторопливой речи.

Эффективность преодоления заикания зависит, прежде всего, от степени сложности заикания, наличие сопутствующих нарушений, время возникновения заикания.

Не нужно также забывать, что логопедические занятия — это только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка. Направленное и активное лечение (медикаментозное, физиолечение) положительно влияет на успешность проведения речевых занятий.

На эффективность устранения заикания влияет также речевое развитие ребенка. Недостатки речи, задержка развития затрудняют процесс устранения заикания.

Важно отметить, что в процессе логопедических занятий устранение заикания может идти не ровно, возможны срывы, т.е на каком-то этапе занятий у ребенка вдруг возникают речевые спазмы. Но срывы возможны и после законченного курса занятий. Это может быть связано с теми причинами, которые были перечислены выше.

Полученные на логопедических занятиях навыки правильной речи необходимо закреплять. В случае, если по какой-либо причине речь ребенка внезапно ухудшится, речевые занятия снова следует восстановить.

Для успешного преодоления заикания необходимо, чтобы все логопедические занятия строились по принципу систематичности и последовательности.

Цель: устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи, оздоровления и укрепления нервной системы и всего организма в целом.

  1. На первом этапе заикающемуся ребенку предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, произношение заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.
  2. На следующем этапе ребенок упражняется в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии сюжетных картин или пересказывает прослушанный текст.
  3. Заключительным этапом ребенку предоставляется возможность закрепить приобретённые навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми. Логопедическая работа включает в себя просмотр дидактических материалов, диафильмов, работу над поделками.

Часто приходиться отмечать значительные различия в речи на логопедических занятиях и в школе, дома, при общении со сверстниками. Наиболее трудным, для заикающегося ребенка, являются ответы на уроках. Зная это, логопед пытается помочь ребенку. На занятиях проговаривается материал, с которым ребенок будет выступать в школе. Логопед практически работает над будущим ответом в классе по принципу подготовки пересказа в целом: чтение текста, уточнение слов и понятий, вопросы по содержанию, план высказывания, пересказ.

В своей работе мы достаточно эффективно используем современные методики и технологии.

Например, оздоровительная технология «БОС-Здоровье», направленная на формирование у ребенка правильного физиологического дыхания, одной из составляющих в работе с заикающимися детьми. Коррекционная логопедическая программа «Игры для Тигры». Специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Работа с системой направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм. И эмоционально-интонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационного движения автомобиля, аудиограммы. Приёмы мнемотехники. Данные программы позволяют услышать собственную судорожную речь в исправленном варианте, другие позволяют слышать себя с задержкой на доли секунды, третьи заглушают голос фоновыми шумами, четвёртые позволяют на экране «увидеть» собственную речь, а самые эффективные из программ понижают или повышают высоту звуков воспринимаемой речи.

Также на занятиях используем книги, игрушки, настольные игры.

Хороший эффект при устранении заикания дают дыхательные упражнения, когда ребенок учится произносить 4-5 слов на выдохе, пропевать и прокрикивать целые фразы. Дыхательные упражнения позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом и кроме этого, являются дополнительным методом релаксации. Дыхательные упражнения сочетаются с упражнениями по развитию моторики и координации речи с движением.

Как оценивается речь заикающегося после логопедических занятий?

Речь у ребенка во всех условиях свободная. Он самостоятельно и уверенно использует приобретенные навыки правильной речи. Но бывают и незначительные остаточные явления. Ребёнок свободно говорит на логопедических занятиях, но в сложных бесконтрольных условиях могут наблюдаться пароксизмы заикания. Другими словами, навыки правильной речи и поведения у него закреплены недостаточно прочно, несмотря на хорошую речь на логопедических занятиях. К значительным остаточным явлениям заикания следует отнести также случаи, когда логопедическая работа с ребенком не дала видимых результатов.

В заключении хотелось бы сказать, что только тесное содружество родителей, логопеда, учителей, медиков обеспечит успех логопедической работы.

Список использованных источников:

  1. Богданова Е.В., Буянов М.И., Калошина Т.В. и др. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы- М.: Просвещение, 1989 г.
  2. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: уч. пособие для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 г.
  3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»- М.: Просвещение, 1989 г.
  4. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. Пособие для логопедов. М., Просвещение, 1978 г.
  5. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов.- М. Просвещение, 1980 г.

Поликанова Я.Ю.,

Афанасьева Е.Г.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (11 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.