Куклотерапия как средство воздействия на ребёнка в рамках коррекционной педагогики

В гостях у куклы МашиРеферат: «Куклотерапия как средство воздействия на ребёнка в рамках коррекционной педагогики».

Куклотерапия – это частный раздел арттерапии, в основе которого лежит приём идентификации.

Когда ребёнок идентифицирует себя определённым образом, он проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, которые возможно корригировать и направлять психологом. Эта методика эффективна для коррекции личности ребёнка с нарушениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений.

«Методика драматической психоэлевации» — так назвали свой метод психологи-драматурги Ирина Медведева и Татьяна Шишова, где «психоэлевация» — это «возвышение души», а «драматическая» — «театральными средствами».

Работа осуществляется в форме театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. Куклы-персонажи изображают реальных людей из социума ребёнка и его самого как непосредственно, так и опосредованно – по ассоциации из мира животных и сказок. Этюды проигрываются детьми совместно с их родителями, что позволяет определить особенности детско-родительских отношений для более эффективной работы с ними.

Данная методика представляет собой комплекс воздействий на детей-невротиков с помощью различных театральных приёмов: этюдов, сказок, игр, заданных ситуаций.

Выявление патологической доминанты – основной принцип методики. Родителям эта процедура позволяет по-новому увидеть и осознать противоречие между внутренним миром ребёнка и его внешним поведением; по-другому взглянуть на собственного ребёнка и помочь ему.

Часто причиной противоречия может явиться искаженная проекция на сознание и подсознание ребёнка родительских требований и установок.

Приведём пример: в этюде «Один день из моей жизни» ребёнок продемонстрировал, как он оказался жестоко избитым своим отцом на глазах у всех в детском саду за какой-то проступок. Позже выяснилось, что в реальной жизни немногоречивый отец за непослушание всегда реагировал «строгим» взглядом и неоконченной фразой «Ну, я тебе…». Физического наказания при этом никогда не было. Однако постоянные угрозы привели к тому, что ребёнок в своём сознании начал достраивать ситуацию и представлять себя многократно, прилюдно физически наказанным. Проблема разрешилась после разъяснительной беседы и рекомендаций родителям.

Стремление гармонизировать психику ребёнка в целом, а не лечить отдельный невротический симптом — вот основная цель куклотерапии. Как правило, родители чаще зафиксированы именно на каком-то симптоме, их волнует внешнее проявление невроза, которые часто вызывают неудобство и чувство стыда за ребёнка.

Залог успеха работы психолога – это выявление патологической доминанты. При верном её определении неврологические симптомы постепенно проходят.

Чтобы выявить патологическую доминанту необходимо множество опор: поведение ребёнка на первичном осмотре, на занятиях, данные родительских анкет, рисунки, беседы, внешний облик ребёнка, его мимика, речь. Так, из разных деталей необходимо составить сложную, объёмную картину с учётом особенностей данного ребёнка.

Как же работать с доминантой? Работа начинается не с искоренения порока, а повышения его уровня. Порок сначала следует перевести на уровень маленькой слабости, а потом — в достоинство.

Какие же могут быть пороки? Это и жестокость, и педантизм, и агрессивность, и подавленная воля; возможно повышенная ранимость, робость, болезненная тревожность или жажда лидерства.

Так, ребёнку с повышенной ранимостью нужно с одной стороны повышать самооценку, а с другой – постепенно переключать его внимание вовне, преобразуя эгоцентрическое страдание в сострадание. Задача родителей показать способы помощи слабым; сострадать активно. Если у ребёнка в качестве доминанты природная робость, следует ему предоставить открытую площадку для самоутверждения. Когда ребёнок поймёт, что он самостоятелен, можно сориентировать его на покровительство слабых. При доминировании тревожности наиболее продуктивным окажется творческая фантазия.

Лечебный спектакль — следующий этап методики. Здесь дети проживают роли, не догадываясь, что эти роли даны им неслучайно. Некоторые дети получают сразу несколько ролей. Родители также принимают активное участие в спектакле. Задачи принципиально отличаются от тех, которые ставит перед собой профессиональный театр. Всех интересует психотерапевтическая сторона дела. Репетиции длятся около месяца. Куклы, декорации и прочие атрибуты изготавливаются самостоятельно. Пройдя первый этап, дети уже выглядят вполне благополучно и в состоянии справиться со сложными задачами.

На втором этапе работа ведётся на более глубоком уровне. Казус заключается в том, что если доводить какую-либо отрицательную черту до карикатуры, отрицательная черта должна усилится , но откарикатуирование типажа в пьесе ведёт к освобождению от невротической типажности.

Опыт показывает, что в случае истинных неврозов двух этапов, а иногда и одного вполне достаточно.

Необходимо отметить, что сильный терапевтический эффект достигается сочетанием нереальных ситуаций, правильно заданной темы и фабулы, действия в качестве героев вполне реальных людей – прежде всего ребёнка т его близких.

Атрибуты кукольного театра – идеальные инструменты психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму, закрывшись маской, говоря от лица куклы, ребёнок получает возможность целительной исповеди без ущерба для своей психики. Соответственно, в результате работы методом драматической психоэлевацией – куклотерепией, оказывается лечебное и воспитательное воздействие на детей с нарушениями и отклонениями в поведении для нормализации их общения со сверстниками и родителями.

Образцы этюдов, соответствующие разным патологическим доминантам

Страхи «Собака не хочет оставаться одна».

Показать, как хозяину необходимо было куда-то уйти, собака боялась остаться одна. О чём она думала? Чего именно боялась? А (этот этюд диагностический)

Застенчивость «В гостях, но под диваном».

Однажды хозяин пригласили на день рождения вместе с собакой. В гостях было весело, много вкусного, а главное – там тоже был пёс, который очень обрадовался приходу гостя с собакой. Но…..собака даже не поздоровалась, сразу залезла под диван и сидела там, пока хозяин не позвал её домой.

- Пожалуйста, в следующий раз приходи один, твоя собак очень невоспитанная, — сказал хозяину его друг. – Я думал, она хоть с моей поиграет….

Хозяин очень расстроился. Что он сказал собаке, когда она вышла на улицу? Что собака ему ответила?

Робость «Заговор молчания».

Однажды на прогулке собака отстала от хозяина и потерялась. Стемнело, стало холодно, собаке было страшно и хотелось есть. Её заметил прохожий и спросил: — Собака, ты чья? Собака ничего не ответила.

- Раз молчишь, значит, ничья, — сказал прохожий и пошёл дальше. А собака осталась на пустынной улице дрожать от холода и страха.

Наконец появилась девочка. Она сказала: — Пёсик, бедненький, давай я отведу тебя домой, к хозяину, а то ты совсем продрог.

Собаке очень хотелось рассказать девочке, кто её хозяин и по какому адресу живёт, но она все-таки промолчала. И девчушка ушла, так и не дождавшись ответа.

Тем временем наступила ночь, пошёл снег, собачка заскулила от ужаса….

Что там было дальше?

Агрессия «Бумажный тигр» (Испорченный день рождения).

У хозяина было прекрасное настроение, потому что в тот день ему исполнилось……лет. Он готовился принять гостей и предвкушал, как все повеселятся. Но собака была очень мрачной, грубила и ничего не хотела делать. Мало того, что она не захотела помочь хозяину, так она даже отказалась его поздравит! Имениннику стало очень обидно. Что было дальше?

Упрямство «Не хочу — и не буду».

Выйдя на прогулку, собака заартачилась, не желая идти в ту сторону, куда хвал её хозяин, и пошла в противоположную. Там оказалась страшная грязь, она вся измазалась, и пришлось вернуться домой. Потом выяснилось, что там, куда хотел пойти хозяин, был цирк-шапито, где показывали….(перечислить как можно больше цирковых номеров).

Пояснение к этюдам:

«Хозяин и собака» — цикл этюдов, которые занимают важное место в работе. Их можно разыгрывать на столе, за ширмой. Собаку шьют из старых перчаток или берут мягкую игрушку. Хозяин, который обязательно носит имя ребёнка, который будет показывать этюд, изображается обычно куклой мальчика или девочки.

Список используемой литературы:

  1. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. –М.:Линка-прес,2002.
  2. Куклотерапия: этюды и лечебные спектакли// Журнал «Обруч»-№4.-1999.-С.14
  3. МедведеваИ.,Шишова Т.Разноцветные белые вороны. – М.,1996.

Колесникова Т.В.,
логопед, специальный психолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.