Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении лексических закономерностей родного языка. Особые трудности дети с ОНР испытывают в усвоении и использовании в своей речи прилагательных.
Данные лексические упражнения помогут обогатить словарь детей словами-признаками.
«Описание внешности человека». Лексическая тема: «Человек».
Инструкция:
- Послушай стихотворение и скажи ,каким цветом бывают глаза и волосы.
Глаза у Вари- карие,
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.
Каштановые волосы
У шустрой Маринки.
А рыжие кудряшки
У маленькой Галинки.
И только у Леночки
Русые косички.
«Отгадай загадки». Лексическая тема « Животные и птицы».
Инструкция:
- Найди картинку-загадку и назови слова-признаки, которые тебе помогли в этом.
Эта птица острым клювом стучит.
(Дятел)
А с красной грудкой зимой к нам летит.
(Снегирь)
Огромные глаза у этой птицы.
(Сова)
А эта опереньем ярким гордится.
(Попугай)
У этого зверя пушистая шубка.
(Белка)
Задиристый этот- игра с ним не шутка.
(Тигр)
Вот с этим дружи, он огромный, но добрый.
(Слон)
А этот уж точно друг твой надежный.
«Опиши щенка».
Инструкция:
- Послушай стихотворение и назови слова-признаки, которые характеризуют щенка. Назови другие слова-признаки, которые услышишь в этом стихотворении.
Наш задиристый щенок
Громко лает у ворот,
Потому что у ворот
Ходит черный гордый кот.
Любит наш щенок играть,
Катин мячик погонять.
Очень он игривый
Наш щеночек милый.
Очень он у нас веселый,
Шаловливый и смешной.
Смелый, ласковый, красивый
Мой щенок родной.
«Исправь ошибки».
Инструкция:
- Послушай стихотворение и исправь ошибки.
Бродил я по речной (лесной) тропинке
И видел страшные (странные) картинки.
Пушистый (колючий) еж шуршит в траве,
Мышонок красный (серый) спит в норе,
Крылатая (рогатая) корова на лугу
Соленую(зеленую) жует траву.
Игра «Наоборот».
Инструкция:
- Послушай стихотворение и назови недостающие слова.
Скажу я слово высокий,
А ты ответишь…(низкий).
Скажу я слово дальний,
А ты ответишь …(близкий).
Скажу тебе трусливый,
А ты ответишь…(смелый).
Еще скажу холодный,
А ты ответишь …(теплый).
Затем скажу короткий,
А ты ответишь …(длинный),
Теперь скажу начало
Ты отвечай …(конец).
Ананьева Анна Викторовна,
учитель — логопед,
МБДОУ «Детский сад №151″,
город Рязань