Леворукие дети

Консультация для воспитателей «Внимание — леворукие дети!»

Леворукие детиОсобого внимания воспитателя и учителя, безусловно, заслуживают леворукие дети. Многие из них имеют весь «набор» трудностей обучения.

Леворукому ребенку не так -то просто в праворуком мире. «Возьми ложку в правою руку», «Почему опять держишь карандаш в левой руке?»- с раннего детства слышит ребенок. А в правой почему-то не очень удобно, несмотря на то что взрослые требуют, несмотря на то что у других детей все наоборот им неудобно работать левой.

Основные трудности у леворукого ребенка начинаются, как правило, в школе. Самая главная проблема, которую вы должны решить — это определить, действительно ли малыш левша.

Но почему именно правая рука стала главной? Ссылаются на то, что левое полушарие головного мозга, которое отвечает за ложку, у человека лучше развито. Но может быть, это как раз и вызвано праворукостью? Ведь у левшей дело обстоит иначе. У них более развито правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому полушарию в неожиданно трудных ситуациях.

В основе как леворукости, так и праворукости, лежат особенности функционирования головного мозга — так называемая функциональная ассиметрия (в системе двигательного анализатора). С ассиметрией мозга и связано выделение ведущей руки, уха, глаза и других проявлений такой односторонности.

Формируясь еще во внутриутробном периоде развития, леворукость в последующем закрепляется в ходе возрастных изменений ребенка. При этом определенную роль играют и факторы среды.

Педагогам и родителям необходимо определить ведущую руку ребенку. Если педагог специально не конкретизируется, то будет считать переученного левшу праворуким, пока не начнутся трудности в обучении.

Кроме того, есть дети, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Было бы ошибкой из-за стремления переучить такого ребенка, заставлять его писать левой рукой (все-таки он будет жить в праворуком мире).

Специальное изучение видов предпочтения рук показало, что есть дети-левши по графическим навыкам и правши по бытовым и наоборот. Правда, такие случаи редки, но они существуют.

Как правило, в 90% случаев, «графические левши» оказываются и бытовыми левшами. Есть дети амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях.

Таким образом, выделяют возможные варианты:

  • Дети — ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры. Как правило, родители переучивали их с раннего возраста, поощряя при рисовании работу правой руки. У таких малышей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой.
  • Дети — ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение ее моторных функций. Но причиной может быть и «переучивание» в дошкольном возрасте. При травме и нарушении моторных функций левой руки целесообразно учить писать правой рукой, а при «переучивании» — левой.

До недавнего прошлого переучивание леворуких детей на праворукий лад было вполне узаконенным — и в семьях, и в детском саду, и в школе. Такая практика даже у многих врачей не вызывала сомнений. Между тем насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга, как правило, ведут к нежелательным последствиям. Теперь это можно утверждать со всей определенностью.

Леворукие детиВ процессе насильственного переучивания многие родители отмечали перемены в состоянии ребенка: он вдруг становится раздражительным, вспыльчивым, капризным, плохо спал, ел, особенно по утрам. Эти неприятности возникали у всех ребят вскоре после того, как их начали активно переучивать.

Затем присоединялись жалобы на головные боли, усталость в правой руке. У многих детей развились невропатичские реакции — в виде нервных тиков, недержания мочи, заикания и так далее. Кстати, как свидетельствует врачебная статистика, каждый третий ребенок с заиканием — это левша, насильственно переученный на праворукий лад.

Такие дети отстают обычно от праворуких в выполнении письменных заданий, хуже читают. Как следствие — на занятия в школу ходят без энтузиазма. Следует всячески поощрять использование леворукими детьми ведущей руки при овладении письмом, рисованием и так далее. Обязательно следует выделить таким детям место за партой или за столом с левой стороны. Организуя место для рисования или чтения, нужно сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны.

При письме не рекомендуется требовать, чтобы леворукие дети писали с таким же наклонам, как праворукие. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперед, в отличие от праворуких, у которых выдвинуто вперед правое плечо.

Более целесообразно, если при правостороннем наклоне леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Положение тетради он должен выбрать сам.

Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. У таких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, оптические ошибки, медленная скорость и хуже связность письма.

Особое внимание следует обратить на леворуких детей, которые держат при письме ручку над строчкой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка.

По мнению некоторых ученных, такое положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же как и у праворуких детей).

Но существует другая точка зрения: инвертированное положение ручки не отражает особенности деятельности отражением несоответствия методики возможностям ребенка. Так как требования безотрывности при письме соблюдается, очень часто наблюдается инвертированное положение ручки и у леворуких, и у праворуких детей. Такое положение ручки необходимо исправлять: оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого.

Существует две манеры леворукого письма.

  • Первая — когда рука находится в положении, аналогичному тому, как пишут правой рукой. Лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо, при этом рука пишущего находится под строкой.
  • Во втором случае лист бумаги по отношению к груди пишущего наклонен влево, а рука и ручка находится над строчкой.

При обучении письму нужно предложить школьнику избрать ту манеру письма, которая для него более удобна и позволяет не отставать в скорости письма от сверстников.

Нередко в самом начале обучения леворукие дети путают правую и левую стороны листа и пытаются начать строку справа. В таких случаях следует маркировать цветным карандашом левую сторону листа.

Тазиева Лилия Исмагиловна,
учитель-логопед МДОУ №280,
г.о. Самара

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.