Логика НОД «Во саду ли, в огороде овощи и фрукты»
1. Игра «Разрезные картинки».
- О чём мы будем сегодня разговаривать? Это вы сможете определить с помощью разрезных картинок.
2. Игра «Что изменилось?» (на развитие памяти, мышления)
Детям предлагается работа с планом – картой, на которой указан путь на дачу. Всё что встречается на пути обозначено с помощью геометрических фигур. После подробного её рассматривания дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из фигур, либо заменяет другими или меняет их местами и спрашивает: «Что изменилось?»
3. Составление рассказов по картинкам «Овощи».
- Мы добрались до дачи. Сначала давайте посмотрим, как растут овощи. Где их выращивают. (На огороде). А какие овощи вы знаете? О них вам помогут вспомнить картинки. Давайте внимательно поглядим, как растут разные овощи. Детям предлагается серия картинок, на которых изображены стадии роста различных овощей с момента посадки семян в землю до образования плода.
- А что необходимо растениям для роста? (Солнечное тепло, свет, почва, влага)
4. Ситуативный разговор «Как заготавливают овощи на зиму?»
- Как можно сохранить дачные овощи, чтобы мы могли их всю зиму, весну вплоть до нового урожая? (Их можно сушить, консервировать, солить и мариновать, квасить, делать икру, даже варить варенье.
5. Физкультминутка «Был у зайки огород» (См. О. А. Скоролупова «Осень. Часть 2» стр. 11)
6. Придумывание сказки по серии картинок «Фруктовый сад».
- На даче растут не только овощи, но и фрукты. Как называется место, где выращивают фрукты? ( Фруктовый сад). А какие фрукты вы знаете? Где они растут?
- Итак, фрукты растут на фруктовых деревьях, а дерево – живое существо? Почему?
- Говорить деревья не могут, но всегда можно определить, хорошо ли растению, не болеет ли оно, чем ему можно помочь.
Дети распределяются на команды, берут картинки и раскладывают их, как считают нужным. Затем составляют по ним сказку. После того как дети расскажут сказку, предложить поменять картинки местами и придумать новый рассказ. Условие: рассказывать сказку в том же порядке, что и в первый раз: тот же ребёнок начинает сказку, тот же её продолжает, тот же заканчивает.
7. Словесная игра «Назови правильно».
- Кроме овощей и фруктов на даче растут ещё и ягоды. Какие ягоды вы знаете и где они растут?
-А какие вкусные блюда можно приготовить из фруктов и ягод, чтобы мы могли не только летом, но и зимой полакомиться разными заготовками из фруктов и ягод.
-Как называется варенье из яблок? (яблочное)…
-Как называется компот из яблок? (яблочный)…
-Как называется пастила из яблок? (яблочная).
8. Рассматривание картин с обсуждением трудовых действий людей. «Как овощи и фрукты попадают на прилавки магазинов»
- В городе живёт много людей, и дачи есть не у всех. Где же берут овощи и фрукты те люди, которые не выращивают их сами? (В магазине).
- А откуда попадают они в магазин? (Овощи выращиваются на больших полях, где землю вскапывают тракторы и семена сажают в землю тоже машины. Машинами пропалывают поля, собирают урожай. Работают на таких овощных полях…овощеводы. А фрукты выращивают в больших садах, где работают…садоводы. Посмотрите, всё это показано на картинках.
9. Рисование плаката «Чем полезны овощи и фрукты».
- А сейчас побеседуем о том, для чего нашему организму необходимы овощи и фрукты. Попробуйте ответить не только устно, словами, но и помощью рисунков.
Окончив работу, дети прикрепляют свои картинки к общему плакату и делают по ним короткий рассказ (1-2 предложения).
Воспитатель помогает сформулировать выводы:
1.Овощи и фрукты нужны, чтобы не болели желудок и живот, потому что они помогают слаженно работать нашему организму, помогают переваривать пищу.
2. В овощах и фруктах много витаминов, которые необходимы, чтобы быть здоровыми и расти.
3. Овощи и фрукты нужно есть, чтобы была хорошая фигура.
4. Овощи и фрукты нужно есть, чтобы зубы были здоровыми.
5. Некоторые овощи помогают нам бороться с простудой и гриппом, например лук и чеснок.
6. Овощи и фрукты просто очень вкусные.
10. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко»
11. Беседа по содержанию сказки.
- Вспомните, в какое время года происходит действие?
- Кто первым увидел яблоко?
- Почему и заяц, и ворона, и ёж считали яблоко своим?
- Чем закончился спор зайца, ежа и вороны? Кто остановил начинающуюся драку?
- Почему заяц, ворона и ёж попросили медведя рассудить их спор?
- Какое решение спора предложил Медведь?
- Как разделили яблоко?
- Почему все остались довольны решением Медведя?
- Как вы думаете, какова главная мысль этой сказки, её мораль?
- Разыгрывание сказки по ролям.
Предложить разыграть этюды:
- Деловитого зайку, который готовится к зиме.
- Изумлённого зайца, который неожиданно увидел яблоко.
- Огорчённого зайца, который хочет съесть яблоко, но не может его достать…
13. Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов».
Продолжение: Логика НОД № 2 «В лес за грибами».
Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель