Логоневроз (заикание)

Логоневроз (заикание) — нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Начало этого расстройства речи попадает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2 — 6-летний возраст детей.

Заикание, начавшееся у детей дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличии от так называемого симптоматического заикания или «вторичного», которая наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического гинеза или ряда нервно-психических расстройств.

Психологические особенности заикающихся

Логопедическое заключение при заиканииО психологических особенностях заикающихся было известно учёным древности, что отражено в их трудах. Но эта проблема затронута в очень немногих работах и другим аспектам заикания уделено гораздо больше внимания. Учёные древности в своих упоминаниях о психологических особенностях заикающихся писали об использовании психических предосторожностей против заикания (Плутарх) и об особенностях характера заикающихся (Авиценна).

В 19в. в работах многих учёных, занимающихся заиканием, имеются ссылки на психологические особенности заикающихся. Учёные отмечают преобладание психической сферы над другими, говоря о причинах заикания, отмечают слабость воли, упадок духа и смущение (Меркель), преобладание недостатка именно воли как причины заикания (Винекен), влияние душевных волнений на состояние заикающихся и на само заикание (Беккерель, Отто, Безель, Шранк, Диффенбах, Блюме, Коломба, Коэн, Лагузен). Суммируя эти взгляды и, высказывая своё мнение, Сикорский И. А. выделяет такие особенности психики заикающихся, как:

  1. робость и смущение в присутствии людей;
  2. чрезмерная впечатлительность;
  3. яркость фантазий, усиливающая заикание;
  4. относительная слабость воли;
  5. разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  6. боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Большое значение в освещении практической помощи заикающимся того времени имеет история болезни заикающегося мальчика, в которой Сикорский И. А. тщательно и научно обоснованно даёт психологическую характеристику пациента, пытаясь дифференцировать его психологические особенности и помочь пациенту, используя их. Эта история болезни не приводилась ни в одном из известных литературном источнике, хотя этот случай представляет собой пример учитывания психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с практической помощью пациенту.

В 19 в. появилась точка зрения о преобладании влияния психологического аспекта над всеми другими аспектами, влияющими на заикание. Также учёные 19 века конкретизировали и обобщили психологические особенности заикающихся, особенно это относится к монографии Сикорского И. А.

В 20 в. количество исследований по психологическим особенностям заикающихся значительно возросло. По сравнению с прошлыми веками, в исследованиях стало наблюдаться чёткое разделение заикающихся по возрастным группам и, в связи с этим, дифференцированный подход к ним. Учёные продолжили, и уточнили точку зрения авторов прошлого (Сикорский И. А.) о том, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся также видны уже в раннем возрасте (Гиляровский В. А.).

К началу 20 в. учёные пришли к пониманию того, что заикание — это сложное психофизиологическое расстройство (Либманн А., Неткачев Г. Д., Фрешельс Э., Гиляровский В. А.). К 30-м годам 20 в. и в последующие 50-60-е годы механизм заикания и, соответственно, психологические особенности заикающихся многие учёные нашей страны и зарубежных стран стали рассматривать, опираясь на учение Павлова И. П. о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза (Флоренская Ю. А., Поваренский Ю. А., Гиляровский В. А., Хватцев М. Е., Тяпугин И. П., Лебединский М. С., Ляпидевский С. С., Поварин А. И., Динкин Н. И., Кочергина В. С., Зееман М., Совак М., Митронович-Моджеевска А., Беккер К-П.).

В 70-е г. в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротической и неврозоподобной форм заикания. Учёные стали рассматривать психологические особенности заикающихся в зависимости от клинических форм заикания (Асатиани М. Н., Драпкин Б. 3., Казаков В. Г., Белякова Л. И.).

Также к концу 20 в. появились работы, которые с точки зрения не одной науки, а нескольких наук (психология, педагогика, медицина) тщательно исследуют психологические особенности заикающихся (Селиверстов В. И., Шкловский В. М.). Также появились работы, посвящённые частным вопросам психологических особенностей заикающихся (Волкова Г. А., Зайцева Л. А.)

Появление этих работ говорит о качественном изменении подхода к изучению психологических особенностей заикающихся, поскольку эти работы вобрали в себя большой опыт прошлых веков, систематизировали его и на основе этого, а также на основе использования сведений различных наук целостно представили, что такое психологические особенности заикающихся.

Типы заикания

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов.

Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания.

Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них.

При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких пациентов отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Признаки заикания

Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью.

Причины возникновения заикания

Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока.

Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем.

Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия.

Возникновению и закреплению заикания у детей способствуют патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, а также характерологические черты родителей заикающихся. Заикание зачастую возникает после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего ДЦП.

Механизм заикания

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

В подавляющем большинстве у подростков и взрослых заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве. В данные возрастные периоды речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в своих проявлениях, спаян с личностью, с нарушенной системой отношений личности и поэтому с трудом поддается устранению, часто склонен к рецидивам.

При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздействия следует считать следующие положения.

1. Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая методика — аутогенная тренировка — включает в себя речевой, логопедический материал, индивидуальные логопедические занятия, в свою очередь, проходят с использованием психотерапевтической методики функциональных тренировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдвигает на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом влияет на место, роль и специфику логопедической работы с заикающимися. Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия, логопсихотерапия.

3. Поэтапность, согласно которой все виды нагрузок (логопедическая, психотерапевтическая, логоритмическая) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при подборе речевого материала, так и в построении системы функциональных тренировок. Каждый из этапов с самого начала должен позволять заикающемуся добиваться определенных успехов.

4. Нозологическая дифференцированность и индивидуализация лечебных воздействий.

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, А. И. Лубен-ская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Синицина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, В. М. Шкловский и др.

В подавляющем большинстве у подростков и взрослых заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве. В данные возрастные периоды речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в своих проявлениях, спаян с личностью, с нарушенной системой отношений личности и поэтому с трудом поддается устранению, часто склонен к рецидивам.

При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию.

За основу лечебно-педагогического воздействия следует считать следующие положения.

1. Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая методика — аутогенная тренировка — включает в себя речевой, логопедический материал, индивидуальные логопедические занятия, в свою очередь, проходят с использованием психотерапевтической методики функциональных тренировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдвигает на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом влияет на место, роль и специфику логопедической работы с заикающимися. Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия, логопсихотерапия.

3. Поэтапность, согласно которой все виды нагрузок (логопедическая, психотерапевтическая, логоритмическая) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при подборе речевого материала, так и в построении системы функциональных тренировок. Каждый из этапов с самого начала должен позволять заикающемуся добиваться определенных успехов.

4. Нозологическая дифференцированность и индивидуализация лечебных воздействий.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, А. И. Лубен-ская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Синицина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, В. М. Шкловский и др.

Логопедическая работа с заикающимися взрослыми и подростками в условиях диспансера делится на 3 периода:

  1. Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).
  2. Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.
  3. В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений.

Далее предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами).

В последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений.

После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).

Логопедическая, дидактическая, коррекционная и логотренировочная работа, проводимая логопедом, строится в зависимости от клинической принадлежности заикающегося, его возраста, развития, личностных особенностей. Например, акцент на логопедических занятиях более всего уместен в отношении больных с неврозоподобным заиканием на фоне резидуально-органической церебральной недостаточности.

Для больных с невротическим заиканием более эффективны психотерапевтические приемы.Практический материал занятий направлен на коррекцию нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на развитие моторики артикуляционного аппарата и тренировку моторной функции вообще, на тренировку всех видов звучной речи (чтение стихов и прозы, вопросо-ответная речь и т. д.).

Особое внимание должно уделяться речевым функциональным тренировкам, которые дают возможность закрепить полученные речевые навыки в обычной жизни и помогают заикающимся выработать правильное отношение к трудным речевым ситуациям.

Практический материал, используемый в работе с заиканием

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых

Упражнение 1

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва.

При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.

Упражнение 2

А) Встать парами: 1 человек—дышит диафрагмой, второй — кладет руки ему на плечи и грудь и проверяет дыхание.

Б) Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки — большой палец впереди, четыре пальца — на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот.

Повторить упражнение три раза.

Упражнение 3

Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть “опорой дыхания”. Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение и сидя.

Упражнение 4

Медленный вдох (В дальнейшем мы не будем напоминать, что перед вдохом, естественно, следует сделать выдох.) через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу ( “Свеча”, в данном случае, может быть и воображаемой.), которая стоит недалеко от вас. Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем сно-
ва сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать все большее напряжение. Голову вперед не тянуть.

Упражнение 5

Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 6

Для того, чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха — на счет “шесть”. Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

Упражнение 7

Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков — звука Ф, в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.

Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.

Упражнение 8

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и X, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.

Упражнение 9

Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы. Затем, также быстро вдохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных: ПТК.

Упражнение 10

Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох — через узкое отверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — выдох десять-двенадцать единиц.

Упражнение 11

Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количество счета шло, как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствие счет следует довести до пятнадцати-двадцати-двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.

Упражнения для работы над голосом

Упражнение 1

Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука А (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке А сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела;

гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного звукотечения. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке М струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и “ударяется” в верхние передние зубы. Звук должен быть легким  и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2

Вывести в маску звук М, который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком А. Нижняя челюсть, естественно, опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков МА взять в разных высотах.

Упражнение 3

На одном дыхании вывести сочетание звука М с тремя гласными — А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть “распевной интонацией”, так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от “распевной интонации” в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется “речевой интонацией”. “Речевая интонация” отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Упражнение 4

Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание.

Последовательность упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном вдохе — МА, МО, МУ или НА, НО, НУ;

в) вдох носом;

г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ, НЭ, НЫ.

В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5

Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ — 3333333333 — НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — середине или “смешанному”, среднему резонатору, НЬ — верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6

На звуке У воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука У. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7

Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать “играть”, ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он “отскакивал” от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8

Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза:

один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово “Бобик” на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово “Бобик” десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Упражнение 9

Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10

Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11

Произнести фразу “Я вам приказываю” с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12

В упражнении участвуют два человека. У первого фраза “Накажу!”, у второго “Нет!”. Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

Приемы активизации невербальных способов общения у взрослых и подростков

Упражнение № 1.

Описание. Сосредоточение на своих мышцах. Определение напряженных мышц. Выражение состояния партнеру невербально. Участники свободно двигаются.

Инструкция: “Свободно перемещаясь в пространстве, определите, какие мышцы напряжены больше, меньше или как-то иначе ощущаются. Сосредоточьтесь на них. Представьте, что вы есть эти мышцы и от их имени выразите свои мышечные ощущения. Что мышцы могли сказать, если бы говорили? Выразите эти чувства-мысли в движении. Продолжая движение, найдите партнера, вам приятного. и расскажите ему о своих мышечных ощущениях. Рассказывать можно с помощью рук, головы, ног, перемещениями в пространстве и др. Дайте свободу своему телу, слушайте свое тело, забудьте, как вы двигаетесь ежедневно. Представьте, что вы в невесомости и ваши движения одинаково равновероятны. Партнер внимательно “слушает” ваше сообщение, чувствует его и пытается вторить вашим движениям, какими бы странным они ему ни казались.

Затем вы меняетесь ролями. Ваш партнер рассказывает о себе, а вы “слушаете” его тело и пытаетесь понять его переживания. Затем вы вновь двигаетесь в пространстве в любом выбранном вами направлении. Все, что вы делаете, диктуется импульсами вашего тела. Найдите другого партнера, выразите ему свои чувства после того, как вы определили другую группу мышечных проблем. Поиск партнера для общения совершается импульсивно в ходе движения, когда вы. проходя мимо него. чувствуете, что с ним можно говорить о том, что с вами происходит сейчас”.

Замечания ведущему. Помогайте участникам сосредоточиваться на ощущениях внутренней зоны. Обратите внимание на тех, чьи движения особенно скованы. Помогите им, манипулируя их телом. Поддерживайте любое телесное проявление.

Упражнение № 2

Описание. Работа с чувствами и состояниями. Выражение состояний. Развитие невербальной экспрессии.
Инструкция. “Сосредоточьтесь на своих эмоциональных состояниях в данный момент. Попробуйте определить их для себя. Найдите партнера так же, как и в предыдущем упражнении. Выразите эмоции партнеру с помощью языка тела. Работайте мышцами лица, руками, ногами, используйте своего партнера для передачи ваших эмоций. Партнер внимательно “слушает” ваши чувства, затем показывает вам, как он их понял. Вы определяете насколько точно вас поняли.

Затем меняетесь ролями. Следующий шаг: вспомните ваше состояние сегодня утром. Расскажите о нем выбранному вами человеку. Вспомните, что было вчера, расскажите. Представьте, как вы хотите себя чувствовать завтра, при разговоре с начальством, во время диалога по телефону с другом, с незнакомым человеком, с родителями, и поделитесь своими ощущениями с партнером. Можно вначале представить, как вы делаете это обычно и рассказать об этом, а затем изобразить, как бы вам хотелось, чтобы это происходило. Обязательно поделитесь с тем, кто вам приятен и убедитесь, что вас правильно поняли”.

Замечания ведущему. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнеры не договорятся. В трудных случаях побуждайте участника искать нового партнера или станьте его партнером сами. Здесь важно продемонстрировать им возможности их тела, научить пользоваться пространством, партнером и снять оценочные установки. Упражнение выполняется в зависимости от способностей участников, как угодно долго.

Упражнение № 3

Описание. Изображение движений животных. Участники образуют круг. Пересекают его, изображая животных.

Инструкция: “Останьтесь в большом кругу. Представьте себя каким-либо животным и воспроизведите его пластику. Войдите в образ и поживите в нем. Двигайтесь так, как вы чувствуете себя в образе. Что дал вам образ задуманного животного, что можно заимствовать в его движениях? Теперь выберите образ, как вам кажется, близкий вам. Поживите в нем. Что вы чувствуете? Выберите образ животного, противоположного вам по характеру. Поживите в нем. Если это ваш “враг”, поищите его сильные и слабые стороны. Прочувствуйте их. Найдите другие образы”.

Замечания ведущему. Упражнение направлено на развитие свободы движений. На осознание своего тела, его особенностей. Принятие
своего физического “Я”. В ходе выполнения не стоит подталкивать нерешительных ) частников, лучше поддерживать всякое проявление активности. Любое изображение принимается. Стоит несколько раз подчеркнуть, что точность изображения не является целью работы. Самое важное на этом этапе: чувствовать и двигаться.

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, “спрятать” дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила.

Правило № 1

“Гарью пахнет! Тревога!” И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка — тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило № 2

Выдох — результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — но

лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: “Гарью пахнет! Тревога!” И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушным. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило № 3

Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп — 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше — 2000 вдохов. Пауза между дозами вдохов — 1-3 секунды.

Правило № 4

Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Весь комплекс содержит 8 упражнений. В начале — разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага “сотню” вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: “Гарью пахнет! Откуда?”

Чтобы понять нашу гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: “Ноги накачивают в меня воздух”. Это помогает. С каждым шагом — вдох, короткий, как укол, и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

1. Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте:

“Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?” Нюхайте воздух.

2. “Ушки”. Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: “Ай-яй-яй, как не стыдно!” Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох. 3. “Малый маятник”. Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: “Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?”.

Главные движения

1. “Кошка”. Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

2. “Насос”. Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов, это— самое результативное. “Насос” особенно эффективен при заикании.

3. “Обними плечи”. Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу- Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: “Плечи помогают вдоху”. Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.

4. “Большой маятник”. Это движение слитное, похожее на маятник: “насос”-“обними плечи”, “насос”-“обними плечи”. Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

5. “Полуприседы”. Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох — короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе.

При выполнении упражнения “насос” на каждый наклон на выдохе произносятся гласные звуки или звуковой ряд. Затем рекомендуется произносить следующие звукосочетания: три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру; при, пре, пра, пру и т.п.

На следующих тренировках добавляются и другие сочетания (в произвольной дозировке):

рир, рур, pep, pap;

лил, лул, лел, лал; мим, мум, мем, мам; нин, нун, нен, нан;

вив, вув, вев, вав; фиф, фуф, феф, фаф; зиз, зуз, зез, заз;

жиж, жуж, жеж, жаж; шиш, шуш, шеш, шаш; чич, чуч, чеч, чач; щищ, щущ, щещ, щащ.

Далее следует специальная тренировка “затаенного” дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максималь-

но задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе “восьмерок” увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше “восьмерок”. С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимся “восьмерок” сочетается не только с наклонами, но и с упражнением “полуприседы”.

Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать “схваченное в кулак” дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, “восьмеркам” на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

Логопедический массаж при заикании

Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическим, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействиями. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

Массаж выполняется в основном в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса. При проведении логопедического массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи, а также область распространения черепно-мозговых нервов. В особенности важно четко представлять область иннервации тройничного и лицевого нервов.

При заикании принято использование в основном двух видов массажа: сегментарного и точечного, а также их сочетаний.

Методика сегментарного массажа

Сегментарный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность.

Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении.

Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.

Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно назначают 10-20 процедур. Длительность процедуры может варьироваться в зависимости от возраста пациента и неврологической симптоматики. Обычно массаж начинается с 5-7 минут и может доводиться до 20-25 минут. При хроническом течении заикания рекомендуются повторные курсы массажа.

Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание.

Можно начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.
“Успокаиваешься, отдыхаешь. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ты спокоен и расслаблен. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Твои мышцы расслаблены. Ты отдыхаешь. Тебе хорошо и спокойно”. Голос логопеда при этом должен быть тихим, мягким, успокаивающим.

Оптимальны следующие положения тела при сегментарном массаже:

1. положение заикающегося на спине, руки вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой находится небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Специалист занимает положение за головой пациента.

2. поза — полусидя, в кресле с высоким подголовником. Специалист занимает положение за спиной пациента.

Основные приемы сегментарного массажа:

1. поглаживание:

а) поверхностное поглаживание;
б) глубокое охватывающее поглаживание.

2. растирание.

3. разминание.

4.вибрация или поколачивание.

5. плотное нажатие.

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Он чередуется с другими приемами и заканчивает каждый массажный комплекс. Значимость приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.

Поглаживание подразделяется на поверхностное и глубокое (охватывающее). В виде вспомогательного приема используется “граблеобразное” поглаживание.

а) Поверхностное поглаживание

Это наиболее мягкий, щадящий прием. Ладони специалиста расслаблены. Прием применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

б) Глубокое поглаживание — более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко “заложенных” мышц и сосудов, тем самым оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Глубокое поглаживание надо осуществлять в доступных для изолированного воздействия мышцах.

в) “Граблеобразное” поглаживание в основном используется при массаже волосистой части головы. При выполнении этого движения пальцы широко разведены. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание — выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус. Прием выполняется подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Движение осуществляется в прямом или спиралевидном направлении.

3. Разминание — максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, разминания тканей. Массажные движения выполняются в продольном, поперечном, но чаще в спиралевидном направлениях.

4. Вибрация или поколачивание. Оказывает различное воздействие. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.

Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды. Движения могут проводиться одной рукой, двумя руками одновременно или последовательно параллельно с двух сторон. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей.

5. Плотное нажатие. Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы. Можно использовать в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые “биологически активные точки”. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа осуществляется дифференцирование, в зависимости от распределения тонуса мышц.

При заикании в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. В меньшей степени используются остальные приемы.

Самостоятельно отдельные приемы в практике массажа, как правило, не применяются, а используются в виде комплексов приемов.

Диагностика состояния мышц

Для правильного выбора приемов и дозировки корригирующего логопедического массажа для заикающихся необходимо определить состояние тонуса мышц:

— мышц шеи и верхнего плечевого пояса;
— мимических мышц;
— артикуляционных мышц;
— мышц языка.

Это устанавливается путем: а) осмотра; б) пальпации; в) выполнения динамических и статических упражнений, используемых при обследовании состояния указанных групп мышц пациента.

Необходимо учитывать эмоциональное состояние заикающегося и его личностные особенности.

КОМПЛЕКС МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРИ ЗАИКАНИИ

Общие указания к проведению расслабляющего массажа

1. Массаж производится в медленном темпе.

2. Расслаблению мышц способствует музыкальное сопровождение (тихая музыка с медленным, плавным ритмом) или проговаривание логопедом, проводящим-массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.

3. Массаж должен вызывать у заикающегося приятные ощущения тепла и покоя.

4. Руки массажиста должны быть обязательно теплыми.

Расслабление мышц шеи

У заикающихся часто отмечается выраженный тонус в мышцах шеи и верхнего плечевого пояса. Расслабление мышц шеи рефлекторно снижает тонус корня языка, способствует активизации движений нижней челюсти (снятие “мышечных зажимов”).

Рекомендуется проводить следующий комплекс массажных движений:

1) Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз:

а) в области горла переменно то правой, то левой рукой (избегая надавливания на область щитовидной железы);

б) от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечной впадины (снимает тонус с грудинно-ключично-сосцевидной мышцы). 2) Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку, руки скользят по боковой части шеи вниз до подмышечной впадины (снимают тонус с трапециевидной мьшщы).

Дополнительно после массажа можно использовать упражнения, способствующие расслаблению шейных мышц:

а) голову уронили вперед — “уснули”;
б) голову слегка запрокинули; из этого положения движения вправо-влево и вниз.
в) голову опустили, затем “уронили”.

Расслабление лицевой мускулатуры

1) Массаж начинается от середины лба по направлению к вискам (рис. 1).

Вариант движения: от середины лба к ушным раковинам (рис. 1а).

2) Вторым направлением расслабляющего массажа является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон (рис. 2).

В точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами.

3. Движение от подбородка с двух сторон к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 3).

4. Движение от спинки носа к ушной раковине (рис. 4).

5. Движение от середины верхней губы до ушных раковин (рис. 5 ).

6. Движение от средней линии лба вниз через височные впадины по щекам к середине подбородка (рис. 6).

7. Поглаживание от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, закончить движение легким прижатием кожи (рис. 7).

Эти движения выполняются в основном указательным, средним и безымянным пальцами. Каждое движение заканчивается легким нажатием подушечками пальцев в фиксированных местах окончания движения. Движения № 3, 4, 5 повторяются с использованием приема легкой вибрации.

Массаж для расслабления круговой мышцы глаза

1. Поглаживание подушечками второго и третьего пальцев обеих рук; одновременно скользить от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Дойдя до внутренних углов глаз, вторым и третьим пальцами легко скользить по брови по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках (рис. 8).

2. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко (рис. 9).

Расслабляющий массаж мышц губ

Проводятся легкие движения в следующих направлениях:

1. По верхней губе от угла рта к середине (рис. 10).

2. По нижней губе от угла рта к середине (рис. 11).

3. От середины верхней губы на подбородок (рис. 12).

4. Указательные и средние пальцы логопед располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 13).

5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта (рис. 14).

6. Вторым и третьим пальцами легкое постукивание круговой мышцы губ по часовой стрелке(рис. 15).

Массажные движения проводятся при различном положении рта: закрытом, и слегка приоткрытом.

Массаж гортани

Осторожно захватить гортань большим, а также указательным и средним пальцами и производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа заикающийся может пропевать гласные звуки.

Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса массажа может быть следующая:

1) мышцы шеи;
2) мышцы верхнего плечевого пояса;
3) мимическая мускулатура;
4) мышцы губ;
5) область гортани.

С заикающимися проводится главным образом массаж, направленный на расслабление мышц и устранение так называемых мышечных зажимов.

Этот вид массажа (расслабляющий) благотворно воздействует, главным образом, на заикающихся с невротической формой речевой патологии.

При неврозоподобной форме заикания нередко отмечаются остаточные паретические
явления в артикуляционной мускулатуре, которые могут быть выражены как спастичностью, так и вялостью артикуляционных мышц.

В особенности часто эти явления наблюдаются в мышцах языка. В этих случаях в комплекс массажных движений включается специальный дифференцированный массаж пораженных мышц.

Методика точечного массажа (Массаж биологически активных точек)

Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии.

Основной целью специального точечного массажа при заикании являются:

— релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов;
— нормализация эмоционального состояния заикающихся.

Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах или мышцах.

Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (БАТ).

При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, мышцы, сухожилия, кости и пр.

Приемы точечного массажа для детей те же, что и для взрослых, но надавливание на точки не должно быть интенсивным.

Основные приемы точечного массажа

Основными при коррекции заикания являются два приема:

1. Поглаживание — подушечкой указательного, среднего или безымянного пальцев производят круговые движения в области БАТ, при этом прилагаемое усилие не должно вызывать смещения тканей.

Движение должно осуществляться медленно и непрерывно, что способствует расслаблению мышц.

2. Разминание — производят вращательное движение с надавливанием, палец не должен смещаться с проекции точки. Частота вращения 30-60 оборотов в минуту.

Поскольку для заикающихся основной задачей является релаксация мышц, участвующих в речевом процессе, то воздействия на точку производятся следующим образом: надавливание на точку подушечкой пальцев осуществляется легко, вращательные движения должны быть медленными, плавными, по часовой стрелке, около 30 сек с постепенным увеличением силы давления. Затем следует слегка ослабить силу давления. Не убирая палец, можно сделать остановку на 1-2 сек и повторять движения 3-4 раза, так что воздействие на одну точку может продолжаться в течение 3-5 мин. После того, как палец снят с точки, на коже не должно быть заметной ямки.

Рассмотрим БАТ в комплексе по принципу воздействия:

Комплекс БАТ 1 — снятие напряжения с мышц артикуляционной мускулатуры (рис. 16):

а) одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе;
б) одиночная точка в центре подбородочно-губной складки;
в) парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

Комплекс БАТ 2 — связан с состоянием мышц глотки и гортани. Способствует снятию напряжения с голосового аппарата (рис. 17):

а) точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;
б) точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

БАТ 3 — связана с состоянием мышц глотки, гортани и корня языка, способствует расслаблению данных мышц (рис. 18). Массировать аккуратно, так как легко возникают неприятные ощущения.

Точка располагается на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости.

БАТ 4 — способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 19).

Точка на середине наиболее выступающей части подбородка.

Комплекс БАТ 5 — способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 20):

а) парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;
б) парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.

Комплекс БАТ 6 — направлен на регуляцию ритма дыхания и снятие напряжения с мышц верхнего плечевого пояса (рис.21):

а) точка находится на уровне ладони,приложенной к ключицам;
б) точка на уровне расположения сосков в центре грудины;
в) парные точки находятся в образующемся углублении при положении сведеннь1х плеч.

Комплекс БАТ 7 — точки общего действия, воздействуют на мышцы голосового аппарата, повышают работоспособность при умственном утомлении (рис. 22):

а) парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большебедровой кости на 4 поперечных пальца у переднего края большеберцовой мышцы;
б) парные точки между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости, в ямке.

БАТ 8 — “точка жизни”.

Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на “прямом проборе” — там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин (рис. 23).

При проведении точечного массажа необходимо учитывать следующее:

1) На первых сеансах массируют не более 3-4-х точек, постепенно увеличивая их количество.
2) Симметричные точки массируют попарно и одновременно.
3) Точечный массаж рекомендуется сочетать с сегментарным.
4) Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.
В редких случаях он может составить заключительный этап занятия.
5) Массаж рекомендуется проводить курсом: между 1 и 2 курсом перерыв 2 недели; между 2 и 3 перерыв может составлять около 3-х месяцев. Курсы повторяются каждые 3-6 месяцев. Процедуры следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого курсом, не должен превышать 3-х дней.
6) Пациент во время точечного массажа должен быть расслаблен и спокоен. Точечный массаж при заикании полезно проводить на фоне релаксации. Для этой цели можно использовать специально подобранную музыку, а также проводить массаж на фоне аутогенной тренировки.

Гюзель Мексутовна Хайретдинова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.