Методическая разработка: Логопедическая игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Покорми меня».
Цели:
- Развития практического применения в речи окончаний имен существительных в косвенных падежах в единственном и множественном числах, с предлогами и без предлогов.
Оборудование:
- Большие карты с изображением домашних животных (приложение 1), карточки с изображением различных предметов и продуктов питания (приложение 2).
Перед началом игры карты необходимо наклеить на картон и разрезать маленькие карточки по линиям.
Ход игры:
В игру могут играть один или несколько человек (число игроков — не более количества больших карт). Проводит игру ведущий (кто-нибудь из взрослых — логопед или воспитатель).
1-ый вариант игры:
Ведущий раздает участникам игры по одной большой карте. Маленькие карточки к ним он перемешивает и кладет на стол лицевой стороной вверх. Затем задает для всех участников игры по очереди вопрос в определенном падеже. Дети выбирают, каждый для своего животного на карте, «продукты» и отвечают на вопросы ведущего одним словом или развернутой фразой. Затем, при правильном ответе, закрывают карточкой пустые поля на фигурках животных.
Примерное содержание вопросов для различных падежей:
Родительный падеж: Без чего (кого) не может обойтись корова, кошка?
М.род | Ж.род | Ср.род | Мн.число | |
корова | без одуванчика | без травы | без сена | без цветов |
кошка | без творога | без рыбы | без молока | без мышек |
Дательный падеж: Чему (кому) обрадуется корова, кошка?
М.род | Ж.род | Ср.род | Мн.число | |
корова | одуванчику | траве | сену | цветам |
кошка | творогу | рыбе | молоку | мышкам |
Винительный падеж: Что (кого) ест корова, кошка?
М.род | Ж.род | Ср.род | Мн.число | |
корова | одуванчик | траву | сено | цветы |
кошка | творог | рыбу | молоко | мышек |
Творительный падеж: Чем (кем) накормим корову, кошку?
М.род | Ж.род | Ср.род | Мн.число | |
корову | одуванчиком | травой | сеном | цветами |
кошку | творогом | рыбой | молоком | мышками |
Предложный падеж: О чем (о ком) мечтает корова, кошка?
М.род | Ж.род | Ср.род | Мн.число | |
корова | об одуванчике | о траве | о сене | о цветах |
кошка | о твороге | о рыбе | о молоке | о мышках |
В игре побеждает тот, кто первым закроет все пустые поля на своей большой карте, при этом правильно проговаривая окончания имен существительных в заданном падеже.
2-ой вариант игры:
Ведущий раздает участникам игры по одной большой карте. Маленькие карточки к ним он перемешивает и кладет на стол лицевой стороной вниз. Затем игроки берут по очереди по одной маленькой карточке, показывают ее всем участникам игры, а ведущий задает вопрос в определенном падеже. Если предмет на карточке подходит животному на карте какого-либо игрока, то этот игрок отвечает на вопрос ведущего одним словом или развернутой фразой. При правильном ответе игрок забирает картинку и закрывает пустые поля на фигурке животного. Если же предложенный предмет не употребляется в пищу животными, то игроки должны дать правильный отрицательный ответ.
Примерное содержание вопросов для различных падежей:
Родительный падеж: Для кого эти «продукты»?
для кота | для коровы | для свиньи |
Дательный падеж: Кому дадим этот «продукт»?
коту | корове | свинье |
Винительный падеж: Кого накормим этим «продуктом»?
кота | корову | свинью |
Творительный падеж: Кем будет съеден этот «продукт»?
котом | коровой | свиньёй |
Предложный падеж: В ком окажется этот «продукт»?
в коте | в корове | в свинье |
В игре побеждает тот, кто первым закроет все пустые поля на своей большой карте и правильно назовет окончания имен существительных.
3-ий вариант игры:
Эту игру проводят так же, как и первую. Отличается она от первой тем, что ведущий предлагает выбрать те предметы, которые не употребляются в пищу животными. Игрок, который правильно отвечает на вопрос ведущего, закрывает перевернутой изображением вниз карточкой пустые поля на фигурке животного.
Примерное содержание вопросов для различных падежей:
- Р.п. Без чего (кого) обходится корова, кошка?
- Д.п. Чему (кому) не обрадуется корова, кошка?
- В.п. Что (кого) не ест корова, кошка?
- Т.п. Чем (кем) не накормим корову, кошку?
- П.п. О чем (о ком) не мечтает корова, кошка?
В этой игре побеждает тот, кто первым закроет все пустые поля на своей большой карте.
Приложение 1.
Примеры изображений больших карт с изображением домашних животных.
Приложение 2.
Примеры карточек с изображением различных предметов и продуктов питания.
Костюкова И.В.,
учитель-логопед