Формирование психологической базы речи с помощью логопедической игротеки на этапах автоматизации и дифференциации звуков

«Всяк молодец на свой образец»
Русская поговорка

Безусловно, в арсенале «играющего» логопеда должно быть достаточное количество игр, пособий, приемов для того, чтобы он имел возможность организовать комплексное занятие.

Повышаются и требования к игровым пособиям: ребенок должен научиться слышать, видеть, сравнивать, обобщать, классифицировать, ориентироваться в пространстве и времени, запоминать, правильно двигаться, рисовать на доступном ему материале.

Необходимость решать практические задачи по формированию психологической базы речи привела нас к созданию логопедической игротеки.

Наша игротека — авторское пособие, основу которого составляют настольные игры, используемые на этапе автоматизации и дифференциации звуков.

Эти этапы выделены нами неслучайно. Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами), так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала.

Использование дидактических игр и игровой формы занятия вцелом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.

Особенность каждой игры — это ее компактность и многофункциональность. Одна игра обычно включает в себя тематическую сюжетную картинку формата А4 и несколько плоскостных изображений предметов, соответствующих сюжету и теме игры.

Например, сюжетная картина «Осень» и небольшие картинки — красочные листья, словно слетевшие с деревьев под дуновением ветра; изображение большой корзины с различными фруктами, собранными во время уборки урожая, и отдельные картинки – груши (яблоки, сливы и т.п.); портрет рыбака с двумя ведрами для улова и картинки – пойманные рыбки, и т.д. и т.п.

Автоматизация звука проводится на материале предметных картинок, которые наклеены на оборотной стороне изображения. Слово, обозначающее предмет, обязательно включает звук, который автоматизируется.

Для игротеки нами изготовлено более двухсот игр на различные звуки. На один звук в игротеке имеются несколько различных по теме и сюжету игр, которые возможно использовать в различных вариантах, используя различные «зачины» игры.

Плоскостные изображения в игротеке дополняются мелкими игрушками, действия с которыми вплетаются в сюжет игры. В ход идут и куклы «би-ба-бо», и зубастый «бегемот-логопед» Тимоша, для которого четко и внятно произносятся особо трудные слова, и Белый Кролик, и мышки-подружки в настоящих мексиканских шляпах.

Бесконечное число вариантов игр дает использование специально изготовленной демонстрационной доски — она позволяет мгновенно трансформировать среду и по-новому выстраивать условия игры.

В мгновение ока доска превращается в магазин с полками для различных товаров; в огород, где на грядках сидят крепкие кочаны капусты; в дачный поселок, куда на выходные съезжаются горожане; в здание вокзала, от которого отправляется поезд с вагончиками; в праздничный зал, где устанавливают и украшают новогоднюю елку.

Дополняют игротеку изображения символов (например, артикуляции гласных звуков, твердости мягкости звуков, органов чувств, и т.д.). При этом наша доска становится незаменимой для работы над дифференциацией звуков и группировкой по интегральному признаку изображений предметов.

Из всего сказанного становится понятным, что сама по себе игротека – это лишь пособие, которое пособляет-помогает логопеду добиться желаемого результата, решить поставленную задачу. Специалист – логопед определяет ее в соответствии с индивидуальной коррекционной программой, составленной для ребенка по результатам диагностики в зависимости от поставленных целей коррекции.

От цели занятия будут зависеть условия игры: назвать предметы, добавить подходящее слово, составить предложение с заданным словом, рассказать о предмете, сгруппировать предметы по заданному критерию и т.д. Другими словами, главной фигурой остается логопед, который знает, КАК надо играть с ребенком.

Игровые приемы отбираются для ребенка индивидуально. Но все же есть набор основных заданий, которые отрабатываются практически с каждым из детей, посещающих логопедические занятия. Например, использование различных видов мнемотехники для запоминания ряда слов.

«Учим, учим, а ребенок совсем не запоминает стихи! Все время слова переставляет: каждый раз скажет по-другому и ни разу правильно!» Кому из логопедов не знакомы эти жалобы родителей и воспитателей!

Логопед должен научить. Не выдолбить с ребенком стихотворение, а научить его запоминать необходимую информацию. На своих занятиях мы стараемся выстроить свои отношения с ребенком таким образом, чтобы он чувствовал себя комфортно: не испытывая стеснения от неумения что-то запомнить, правильно выразить свою мысль, ребенок должен верить, что способен этому научиться. И мы стараемся дать ему эту уверенность.

В большой мере нам помогает в этом занятие на развитие зрительной и вербальной памяти, которое поначалу мы проводим индивидуально с ребенком, при этом прямо заявляя ему: «Я тебя научу запоминать прямо сейчас».

Освоение ребенком приемов мнемотехники, его первый успех в этом занятии позволяют ребенку впоследствии при выполнении более трудных заданий быть настойчивым в достижении нужного результата.

Подгрупповое проведение аналогичных занятий, а также обучение родителей «правильной игре» объединяет трио «Ребенок-Родитель-Логопед» в одну команду ля достижения поставленной цели – сформировать правильную речь ребенка.

Увеличение объема зрительной и вербальной памяти, улучшение ориентировки в пространстве, освоение операций сериации и запоминание вербального ряда, выделение интегральных и дифференциальных признаков – всему этому ребенок учится, выполняя специальные задания логопеда.

Главное – это определить конкретную задачу для данного ребенка и данного урока. Например, автоматизируя произношение звука, можно предложить ребенку:

- отобрать игрушки, в названии которых есть этот звук (как вариант – убрать игрушки, в названии которых не этого звука);

- накрыть игрушки и предложить вспомнить, какие игрушки отобрали для игры;

- убрав игрушку, предложить ребенку определить, чего не стало;

- расставить их по инструкции логопеда на площади бумажного листа;

- назвать игрушку, место которой на листе называет логопед;

- выстроить игрушки в ряд, предложить запомнить ряд игрушек и назвать их последовательно;

- изменить порядок игрушек и предложить «сделать, как было»;

- объединить игрушки по какому-либо признаку;

и т.д. и т.п.

В дальнейшем, при освоении ребенком приемов, понимании им смысла подобных заданий, вся работа по формированию памяти, зрительного и вербального ряда проводится на материале игротеки.

Для выполнения заданий используются серии изображений к тематическим сюжетным картинам.

Так, например, листья с деревьев «осыпаются» в определенной последовательности (предметы на оборотной стороне листиков надо запомнить и все назвать, затем назвать в том же порядке, как они падали с деревьев), Листья можно собирать в букеты по нескольку штук (запоминание групп), листья можно собирать вдвоем (вспомнить, кому что досталось) и т.д. и т.п. — насколько хватит фантазии у логопеда.

При этом у детей вырабатывается привычка запоминать определенное количество слов попутно с проговариванием вне зависимости от того, была ли дана логопедом установка на запоминание.

С каждым занятием задания несколько усложняются, увеличивается объем материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Ребенок не устает играть на занятии, он расширяет свои по знания об окружающем мире и приобретает собственный опыт действия в заданной ситуации. Оперируя не предметами, а словами, символами, он делает слово объектом своего внимания, рассмотрения и материалом для творчества.

Такое внимание определяет его готовность к восприятию новых знаний и, в конечном итоге, готовность к школе.

Приложение: презентация «Логопедическая игротека» включает фотографии фрагментов логопедических занятий с использованием авторских пособий.

Презентация Логопедическая игротека

Скачать презентацию

Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед I квалификационной категории,
ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.