Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. У детей с дизартрией развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный комплекс.
Сложная структура речевого нарушения при дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.
Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.
Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей так и «тонкой» моторики. Ребенок, у которого лучше развиты моторные функции, быстрее овладевает речью.
И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности.
В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции дизартрии, определённое место занимает логопедическая ритмика.
Между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей — дизартриков страдает.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. У детей с дизартрией при проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и моторики. Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др.).
В то же время движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом благотворно сказывается на его состоянии и воспитании.
Большое значение имеет тесная взаимосвязь с музыкальным руководителем.
Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр, должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему.
Её цель состоит в организации воспитательно-образовательного процесса, включающего диагностический, профилактический и коррекционно- развивающий аспекты, обеспечивающие высокий , надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.
Система коррекционной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно- речевой среде.
Графическая модель взаимодействия специалистов при дизартрии с использованием логопедических упражнений
Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно — развивающей работы.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребёнка (игровую, трудовую и учебную).
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений.
На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.
Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в выборе программ по логоритмике, так чтобы она сочеталась с общеобразовательными программами.
Например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивают мелкую моторику кисти и артикуляционный аппарат, координацию речи и движения. На логоритмических занятиях формировались и корректировались движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) благоприятно влияли на всестороннее физическое развитие детей: укрепляли и развивали мышцы, улучшали работу сердечнососудистой деятельности и дыхательной системы, обогащали двигательный опыт детей.
В коррекционной работе с использованием логоритмики с детьми, страдающими дизартрией, можно выделить направления, представленные на рисунке:
Основные направления коррекционной работы с использованием логоритмики с детьми, страдающими дизартрией
Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлялись на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма.
Для полноценного развития речи и моторики при использовании логопедической ритмики важно проводить работу в системе, для этого был разработан тематический план, позволяющий скоординировать работу всех специалистов: логопеда, воспитателей, музыкального работника.
Система коррекционной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Элементы логопедической ритмики использовались на занятиях: развитие речи, лепка, конструирование, музыкальные занятия.
Мосягина Татьяна Анатольевна,
I квалификационная категория,
МБ ДОУ Детский сад № 37 «Семицветик»
комбинированного вида. г. Калтан
Литература
1. Архипова Е.Ф. «Стертая дизартрия у детей», М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2008Г.
2. Архипова Е.Ф «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии». М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010г.
3. «Логопедия» под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение, 1995.
4. Лопатина Л.В. «К вопросу о «стёртых формах дизартрии».- в кн.: «Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.- Л, 1989.
5. Лопухина И.С. «Логопедия- речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей».- СПб., Дельта, 2008.90с.,ил.
6. Новиковская О.А. « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей». – СПб.: КОРОНА, 2005.- 272с., ил.