Логопедическая ритмика
- это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Теоретической основой для построения системы работы по логопедической ритмике выступает теория уровневой организации движений Н. А. Берштейна.
Согласно данной теории, выделяется 5 уровней организации движений:
Уровень А — руброспинальный уровень ЦНС: обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, статическую выносливость и координацию.
Уровень В — таламопаллидарный: обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целостного движения, согласование его составных частей, выразительные движения, пантомимику, пластику.
Уровень С — пирамидно-стриарный: обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец.
Уровень Д — теменно-премоторный, кортикальный. Ведущей аффентной системой является представление о предмете. Афферентация опирается на смысловую сторуну дейтсвия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные характеристики (верх, низ, между, над, прежде, потом) . Происходит осозннание правой и левой сторон тела.
Уровень Е - высший кортикальный уровень символической координации и психологической организации движений: осуществляет понимание чужой и собственной речи, содержание решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей; музыкальное и хореографическое исполнение. Действия этого уровня основываются на образном мышлении.
Соответственно, в системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления:
- воздействие на неречевые и
- на речевые процессы.
Логопедическая ритмика позволяет решить следующие задачи:
- укрепить костно-мышечный аппарат
- изменить общую реактивность организма
- разрушить патологические динамические стереотипы
- способствует формированию двигательных кинестезий
- способствует формированию пространственно-временных представлений
- развивает способность произвольно передвигаться в пространстве.
Опосредованно логопедическая ритмика имеет большое значение для :
- развития темпа и ритма речевого дыхания
- развития орального праксиса
- укрепления мимической мускулатуры
- формирования фонематической системы
- развития темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи
- умения сочетать движения и речь, то есть подчинять их единому ритму.
Структура логоритмического занятия
Чаще всего занятие по логоритмике имеет следующие части:
1. Вводная часть:
- ритмическая разминка.
2. Основная часть:
- упражнения на регуляцию мышечного тонуса,
- упражнения на развитие общей моторики,
- упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
- упражнения на развитие мимических мышц,
- упражнения на развитие дыхания,
- упражнения на развитие чувства темпа и ритма,
- упражнения на развитие координации речи с движением,
- пение.
3. Заключительная часть:
- игра.
Каждое занятие посвящено одной теме или сюжету, все части его взаимосвязаны и дополняют друг друга. Занятия разнообразны по сюжету.
Сюжетно — тематическая организация занятий позволяет детям чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Кроме того, такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия.