1. Упражнение «Молоточки».
Дети стучат одним кулачком по другому и в такт говорят:
Тук-тук! Тук-тук!
Молоточки стучат,
Строят домик для ребят. (Изображают кистями рук крышу.)
2. Упражнение «Пила».
Дети имитируют движение пилы, взявшись за руки парами, и говорят:
1-й вариант:
Мы пилим, пилим доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубья острые —
Легко идет пила! З-з! З-з! З-з!
2-й вариант:
Запилила пила.
Отпилила кусок.
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала (разрывают руки),
Начинай сначала!
3. Упражнение «Рубим топором».
Дети соединяют кисти рук, на глубокий вдох поднимают над головой, а на выдох резко опускают вниз и произносят: у-ух!
4. Психологическое упражнение «Покажи, кто как работает».
Дети подражают движениями людей разных профессий: вдевают нитку в иголку на слово
«швея», кроят ножницами — «закройщик», крутят баранку — «шофер» и т. д.
5. Игра «Отгадай загадку».
Дети делятся на несколько подгрупп. Каждая подгруппа договаривается шепотом, про какой инструмент она покажет загадку с помощью жестов, мимики и пантомимы. Затем подгруппы по очереди показывают свою загадку, а остальные отгадывают.
6. Подвижная игра «Иголочка с ниточкой».
Выбирают или назначают двух водящих (иголочка и ниточка). Дети берутся за руки, поднимают их вверх, образуют круг. Ребенок, изображающий иголочку, быстро проходит между детьми (шьет), а второй (ниточка) старается не отставать и попасть след в след за ним. Иголка старается запутать ниточку, ускоряя темп. Потом водящие меняются ролями.
7. Психологическое упражнение «Превращение предмета».
Детям предлагается превратить любой предмет в нечто другое (в любой инструмент), но не с помощью слов, а через целесообразные действия (движения). Например, линейку — в расческу (причесываться), в мороженное (есть), в зубную щетку (чистить зубы). В качестве предмета может быть использован карандаш, мяч, палочка и др. Один ребенок «превращает», другие дети отгадывают.
(Использованы игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников Л.А.Снегирева, г. Минск, 1995г.)
М. В. Смолянко, учитель-дефектолог