Дидактическое пособие «Логопедические перчатки»

Дидактическое пособие «Логопедические перчатки» и конспект индивидуального занятия на тему «Звуки Л-Лʼ».

Процесс автоматизации звуков, введение их в самостоятельную речь ребёнка становится всё сложнее и занимает большее количество времени, чем обычно. Для оптимального использования времени на индивидуальных занятиях, я использую так называемые «Логопедические перчатки». Они позволяют совместить пальчиковую гимнастику и процесс автоматизации звука в слога.

«Логопедические перчатки»

С каждым годом на дошкольном логопункте всё больше становится детей с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому процесс автоматизации звуков, введение их в самостоятельную речь ребёнка становится всё сложнее и занимает большее количество времени, чем обычно.

Для оптимального использования времени на индивидуальных занятиях, я использую так называемые «Логопедические перчатки».

Логопедические перчатки

Они позволяют мне совместить пальчиковую гимнастику и процесс автоматизации звука в слогах. На обычные перчатки на каждый пальчик текстильной лентой-липучкой наклеены буквы: на указательный – А, на средний – О, на безымянный – У, на мизинец – Ы. На большом пальце буквы меняются в зависимости от изучаемого звука.

Так же использую большой палец без буквы просто со смешной рожицей, когда ребёнок ещё не знает согласных букв или идёт автоматизация звука в стечении согласных. На изображении согласных букв синяя и зелёная шапочки, обозначающие твёрдый или мягкий звуки.

Данное пособие помогает мне не только сэкономить время занятия за счёт совмещения пальчиковой гимнастики с проговариванием слогов, но и сделать его интересным и весёлым для ребёнка.

Пальчиковая гимнастика с использованием «Логопедических перчаток» на примере автоматизации твёрдого звука Р в прямых и обратных слогах

Упражнение 1. «Пальчики здороваются».

Соединяем поочерёдно каждый палец с большим пальцем правой руки: ра-ро-ру-ры, затем левой руки: ра-ро-ру-ры, затем обе руки вместе: ра-ро-ру-ры. То же с закрытыми слогами: ар-ор-ур-ыр.

Упражнение 2. «Ручки здороваются».

Соединяем руки запястьями, теперь пальцы правой руки касаются большого пальца левой руки и наоборот: ра-ро-ру-ры.

Упражнение можно усложнить, меняя слоги местами: ро-ры-ра-ру.

Упражнение 3. «Играем на пианино».

Руки запястьями упираются на стол, на большие пальцы крепим буквы Э: ра-ро-ру-ры-рэ. Поочерёдно, обеими руками вместе, по заданию логопеда.

Букву Р наклеиваю на середину ладони.

Упражнение 4. «Ромашка закрывается».

Теперь пальчики поочерёдно «кланяются»: ар-ор-ур-ыр-эр.

Упражнение 5. «Ромашка открывается».

Пальчики поочерёдно «встают» с ладошки: ра-ро-ру-ры-рэ.

Варьирую слогами и руками по мере усвоения ребёнком упражнений. Для развития фонематического слуха, развития внимания и координации движений, чередую слоги: ра-ра-ро, ру-ры-ры и т.д.

Предлагаю вашему вниманию разработанное мною индивидуальное занятие с использованием «Логопедических перчаток».

Конспект индивидуального занятия

Тема « Звуки Л-Лʼ»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков Л-Лʼ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- автоматизировать звуки Л-Лʼ в словах и предложениях;

- дифференцировать звуки Л-Лʼ в словах и предложениях;

- развивать использование грамматических категорий (использование уменьшительно-ласкательных суффиксов);

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звуков в словах;

- расширять и активизировать словарь.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание;

- развивать логическое мышление;

- развивать мелкую моторику (учить соотносить речь с движениями пальцев).

Коррекционно-воспитательные:

- формировать дружеское отношение к окружающим.

Оборудование:

  • «Логопедические перчатки» с буквами Л на больших пальцах: на правой руке буква Л в синей шапочке, на левой – в зелёной, на левом мизинце буква И, стеклянный кубик, меховая подушечка, картинки со звуками Л-Лʼ в названиях, две бумажные куклы, одежда для них голубого и зелёного цвета, маркеры зелёный и синий.

Ход занятия

Логопед: Здравствуй! Сегодня у нас в гостях две подружки: Лола и Лиля. Они собрались в магазин и приглашают тебя с собой.

1. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай их научим нашим упражнениям для язычка:

Лошадка.

Накажи непослушный язычок.

Индюк.

Самолёт гудит.

2. Пальчиковая гимнастика, совмещённая с автоматизацией звуков в слогах.

А сейчас споём песенки. Лола любит петь песни с твёрдым звуком Л, а Лиля с мягким Лʼ (надеваем перчатки, у правой руки кукла Лола, у левой – Лиля):

«Пальчики здороваются»

Поёт Лола (работаем правой рукой): ла-ло-лу-лы, теперь Лиля (работаем левойрукой): ля-лё-лю-ли.

Лола поёт громко: ла-ла-ло, Лиля тихо: ля-ля-лё (И так несколько вариантов).

«Ручки здороваются»

Куклы поют по очереди: ла-ла-ля, лё-ло-ло, лу-ли-ля и т.д.

«Играем на пианино».

(На больших пальцах меняем буквы Л на Э)

У Лолы стеклянный камешек, по нему стучим поочерёдно пальчиками и повторяем слоги с твёрдым звуком Л,

У Лили меховая подушечка, по ней стучим и повторяем слоги с мягким звуком Лʼ.

Ребёнок выполняет несколько предложенных логопедом вариантов.

Ла-ло-лэ, ло-ло-лы, ля-ле-ле и т.д.

Затем чередуем слоги с твердым и мягким согласными звуками: ла-ле-ле, ля-ло-лу и т.д.

3. Подели картинки между куклами

Смотри, кто-то растерял картинки, назови, что на них изображено. Подели картинки между куклами: Лоле отдай картинки с твёрдым звуком Л, а Лиле с мягким звуком Лʼ.

Правильно, а теперь давай нарисуем наверху на картинках кружочки по месту звука в слове: вначале, в середине, в конце. Не забудь: твёрдые звуки мы обозначаем синим цветом, мягкие – зелёным. (Ребёнок выполняет).

4. Наши куклы пришли в магазин

Наши куклы пришли в магазин. Давай купим Лоле одежду голубого цвета, а Лиле – зелёного.

(Ребёнок выбирает одежду и проговаривает предложения)

Лола купила голубое платье. Лиля купила зелёное платье.

Лола купила голубые туфли. Лиля купила зелёные туфли.

Лола купила голубые гольфы. Лиля купила зелёные гольфы.

Лола купила голубой бант. Лиля купила зелёный бант.

Смотри, какие красивые девочки у нас получились.

5. Давай назовём ласково все предметы одежды и обуви у них.

У Лолочки голубенькое платьице. У Лилечки зелёненькое платьице. И т.д.

6. Давай подумаем, что еще из одежды и обуви можно купить?

Молодец! Ты хорошо поработал, Лола и Лиля говорят тебе: Большое спасибо!

Татьяна Герасимова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.