Логопедическое обследование безречевых детей

Логопедическое обследование безречевого ребенкаСтолкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем я испытала трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?

В итоге я составила речевую карту, в которую включила все основные моменты, необходимые для получения представления о дефекте. Думаю, она заинтересует начинающих логопедов, как и я, хватающихся за любую «соломинку».

Карта логопедического обследования безречевого ребенка

Подготовительная часть: Сбор анамнеза (анкетирование родителей).

Основная часть:

- Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие).

Исследование слуховых функций и фонематического восприятия

1. Наличие реакции на голос.

Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.

2. Различение неречевых звуков.

Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой)

2 игрушки___________ .

3 игрушки __________ .

Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).

3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи.

Произнесение двух гласных (чтобы не было видно артикуляции) с показом картинки (например, А — плачет кукла, У — скулит собака). «Кто сказал А? Кто сказал У?» (если выговаривает, произносит сам).

Аналогично согласные звуки (если выговаривает, произносит сам).

Выявление объема и точности словаря

1. Показать игрушки:

«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».

Видоизменить задание: «Возьми куклу (матрешку…)».

Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку…).

Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Показать обиходные предметы:

стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

2. Знание слов обобщающего характера:

Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы:

«Найди посуду» (игрушки, одежду и др.).

Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).

«Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?».

3. Соотнесение предметов с их назначением.

Предложить: яблоко, мяч, зубную щетку. Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?».

Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы.

4. Выяснение объема глагольной лексики.

Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос:

«Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

«Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».

Выкладывается 2 картинки «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

5. Понимание названий признаков предметов.

«Покажи где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)».

«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)».

«Где красный (желтый, синий) мячик?».

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм

1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

«Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».

2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения.

«Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов.

«Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».

Понимание предложений

Выполнение инструкции «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».

Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

Изучение неречевых функций

1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».

Дать ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).

2. Ориентировка на плоскости.

На глазах ребенка построить домик из заготовленных частей (домик — квадрат, крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложить: «Покажи, где крыша? Где труба?».

3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики).

Предложить ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению.

Повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки».

Чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

5. Оральный праксис.

Предложить ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот; улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; сделать губы как при звуке [о]; высунуть язык лопаткой; поднять кончик языка вверх; опустить кончик языка вниз; поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

6. Способность к переключению движений.

Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

7. Конструктивный праксис.

Воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти.

8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности

Сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем; облегченный вариант кубиков Кооса; выполнить вкладки в доску Сегена.

Изучение невербальных компонентов коммуникации

1. Реакция на незнакомого человека.

Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

2. Реакция на впечатление.

Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

3. Способность к подражанию.

Предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия пить, есть, спать, мыть (руки), чистить (зубы), причесываться, гладить (кошку).

4. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

5. Способность изображать и играть роль.

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них может быть минимальной. Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.

Выводы:

Если у безречевого ребёнка нет аутистических проявлений, то нарушения говорят о следующем.

Нарушения слухового восприятия и понимания речи говорит о сенсорной алалии, выраженной в разной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи и даже голосам людей – до некоторой способности улавливать смысл отдельных простых слов и инструкций.

Если ребенок понимает слова и инструкции, но неустойчиво и неточно, у него может быть задержка речевого развития, вызванная некоторым недоразвитием сенсорных функций.

Наличие двигательных затруднений говорит о моторной алалии, выраженной в разной степени: от полной неспособности совершать произвольные движения органами речи (и даже неспособности принимать помощь), до ограничения способности к выполнению действий по подражанию.

Последнее может свидетельствовать и о задержке речевого развития, вызванного моторными трудностями.

При сочетании сенсорных и моторных нарушений нужно говорить о сенсомоторной алалии. В этом случае задержка речевого развития маловероятна.

ЗРР возможна, если сенсорные и моторные нарушения не слишком выражены.

Логопедическое заключение: _______________

Лазарева Ирина Дмитриевна,
учитель-логопед, г. Москва,
ГБОУ детский сад общеразвивающего вида №2583

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (13 понравилось, средний балл: 4,69 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Алалия, Логопедам, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Один комментарий к материалу: "Логопедическое обследование безречевых детей"

  1. Светлана:

    Ирина Дмитриевна, спасибо за полезный материал. Действительно мало материала по обследованию безречевых детей. Очень актуально!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.