К вопросу о логопедических заключениях при заикании

В статье речь идет о логопедическом заключении при обследовании заикающихся детей и взрослых. В основу положены общепринятые в логопедии клинико – педагогические и психолого-педагогические классификации речевых нарушений. Учтены наиболее распространенные в логопедической практике неточности при обосновании речевого диагноза.

Логопедическое заключение при заикании

Логопедическое заключение при заиканииВ настоящее время в логопедической практике довольно часто приходится сталкиваться с самыми вольными интерпретациями симптомов речевого нарушения при составлении логопедического заключения при заикании у детей и взрослых. Особенно если дело касается сочетанных, комбинированных речевых дефектов. В связи с этим, хотелось бы еще раз «договориться о терминах» с коллегами.

При составлении логопедического заключения в случае заикания традиционно исходят из клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений.

Согласно книнико-педагогической классификации мы констатируем факт нарушения темпо-ритмической организации речи вследствие наличия речевых судорог с указанием типа (тонические – клонические) и локализации (артикуляторные – дыхательные – вокальные) этих судорог. Степень тяжести заикания дошкольников и младших школьников определяется по выраженности моторного компонента заикания, т. е. частоте и длительности речевых судорог.

Кроме того, учитываются сохранные речевые формы (т. е. виды речи, на которых заикание не проявляется) как база для предстоящей коррекционной работы: чем больше сохранных видов речи (диалог, автоматизированные ряды, сопряжение – отражение и т. д.), тем менее высокой считается степень заикания.

По психолого-педагогической классификации заикание определяется или как нарушение только в применении средств общения (что подчеркивает сохранность самих средств общения), или как комбинированный дефект: сочетание недоразвития фонетико-лексико-грамматического компонента речи – с использованием этих, нарушенных, компонентов в процессе коммуникации. В логопедическом заключении в последнем случае должно быть отмечено:

  • заикание, ОНР.

Если заикание сопровождается нарушением не всех компонентов языковой системы, а только фонетического оформления высказывания, то заключение в этом случае:

  • заикание, ФНР (ФФНР) или:
  • заикание, дислалия (дизартрия).

У школьников часто заикание комбинируется с нарушением письменной речи:

  • заикание, дислексия (дисграфия).

Другими словами, в этих случаях недоразвитие речи органического или функционального генеза является самостоятельной нозологической единицей, а не проявлением заикания, что должно учитывать в предстоящей коррекционной работе.

Логопедическое заключение о состоянии речи заикающихся подростков и взрослых обязательно учитывает, кроме моторного, еще и психологический компонент заикания (или: вторичные личностные изменения).

Наличие болезненной фиксации на заикании, затрудняющей нормальную жизнь в обществе (учебу, общение со сверстниками, работу, создание семьи), а также наличие логофобии, звукофобии, речевых и поведенческих уловок – все это утяжеляет симптомокомплекс заикания и, соответственно, отражается в логопедическом заключении. Необходимо отметить, что степень фиксации на речевом дефекте далеко не всегда определяется тяжестью речевых судорог и больше зависит от личностных особенностей заикающегося и типа заикания. В любом случае, степень тяжести заикания будет устанавливаться по максимальному проявлению одного из компонентов – моторного или психологического.

Таким образом, логопедическое заключение при заикании будет включать в себя:

  • Характеристику моторного компонента заикания с указанием типа судорог, локализации, степени выраженности речевых судорог, а также констатацию других дефектов речи – для дошкольников и младших школьников.
  • Характеристику моторного компонента плюс проявления психологического компонента – для подростков и взрослых заикающихся.

Любимый врачами диагноз «логоневроз» в логопедическом заключении неуместен, а как медицинский диагноз будет справедлив лишь в случае невротического заикания, а не как общий синоним заикания.

Литература:

1. Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание. М. 1993
2. Буянов М. И. Заикание у подростков М. 1989
3. Волкова Л. С. Логопедия. М. 1989
4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. М. 1979
5. Шкловский В. М. «Заикание». М. 1994

Демина Тамара Васильевна,
логопед,
филиал ГКУЗ ПКБ №1 им. Н.А. Алексеева
ДЗМ Психоневрологический диспансер №13,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание, Нарушения речи Метки: ,

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.