Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Дифференциация животных»

Тема: «Дифференциация животных» (домашние животные, дикие животные наших лесов, животные холодных стран, животные тёплых стран).

Лексическая тема Дикие животныеЦель:

- закрепить знания и представления детей по изученным тема (домашние животные, дикие животные наших лесов, животные холодных стран, животные тёплых стран);
- дифференцировать животных по месту обитания;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- закрепить навык детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
- правильно использовать притяжательные прилагательные в речи;
- составлять сложные предложения с союзом «потому что»;
- образовывать существительные с помощью суффиксов –енок-, -онок-.
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать и совершенствовать общую моторику;
- воспитывать интерес к животным.

Оборудование: Предметные картинки (лошадь, корова, собака, кошка, свинья, ёжик, лиса, волк, белка, заяц, барсук, тюлень, морж, северный олень, белый медведь, тигр, лев, слон, жираф, кенгуру, верблюд). Фотографии животных для игры «Четвертый лишний». Кукла Карлсон. Волшебный мешочек, конфеты.

Предварительная работа:

1. Беседа о жизни животных (где живут, чем питаются, что общего у всех животных, чем они отличаются, названия детёнышей)
2. Чтение произведений о животных.
3. Рисование животных.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Загадки:

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Только мышь его боится…
Он мурлыча песнь поёт,
Угадали? Это … (кот)

Спереди – пятачок,
Сзади – крючок.
Посредине спинка,
А на ней щетинка.
(свинья)

Логопед: Какие это животные? (домашние)

Логопед: Почему вы считаете, что это домашние животные? (потому что они живут рядом с домом человека и человек за ними ухаживает).

Логопед: Каких ещё домашних животных вы знаете? (ответы детей).

Загадки:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Этот зверь лесной … (медведь)

На ветке не птичка -
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый как грелка,
Кто же это?…(белка)

Логопед: Какие это животные? (дикие).

Логопед: Почему вы решили, что это дикие животные? (потому что они живут в лесу).

Логопед: Каких ещё диких животных вы знаете? (ответы детей).

Загадка:

Травоядный обитатель Севера.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Кто это? (северный олень)

Логопед: Какое это животное? (животное холодных стран).

Логопед: Каких ещё вы знаете животных холодных стран? (ответы детей).

Загадки:

Кто один имеет рог?
Отгадайте! … (носорог)

«Я в зелёнку угодил!» -
Горько плачет … (крокодил)

Логопед: Какие животные? (животные жарких стран).

Логопед: Каких ещё вы знаете животных жарких стран? (ответы детей).

II. Основная часть.

Логопед: Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей).

Логопед: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам удивительную историю, которая произошла с животными, а узнала я эту историю от одного мультипликационного героя. Отгадайте, кто это.

Загадка:

Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше.
(Карлсон)

Логопед: Правильно это Карлсон. Сегодня он у нас в гостях.

Карлсон: Здравствуйте ребята. Вы рады меня видеть? (ответы детей).

Логопед: Послушайте, что рассказал мне Карлсон.

Происходила вся эта история в зоопарке. Как-то вечером сидели все звери в зоопарке и рассказывали друг другу удивительные истории, которые происходили с ними. Вдруг кто-то из зверей спросил: «А вот вы знаете, кто полетел первыми в космос из животных?» Ничего не ответили звери. А вы ребята знаете, кто полетел первым в космос ? (собаки Белка и стрелка). Посовещались звери друг с другом и решили, что они тоже хотят в космос. Да только вот беда не знают они, на чём лететь в космос. А вы знаете на чём можно полететь в космос? (ответы детей).

Логопед: Сели животные в ракету и полетели. Давайте с вами изобразим как гудит ракета: [л-л-л].

Ребята, а вы хотите знать кто полетел в космос из животных, ведь все они в ракету не поместились. (ответы детей).

Игра «Отгадай, кто полетел на ракете».

Логопед: Ну, тогда попробуйте отгадать, кто полетел на ракете. Послушайте, как я буду отгадывать.

Логопед: На ракете полетела корова, потому что видна коровья голова и коровий хвост. А теперь вы дальше сами отгадайте кто полетел на ракете. (ответы детей)

Логопед: Прилетели они на планету, а на встречу вышли встречать их инопланетные животные. Хотите знать какие? (ответы детей).

Игра «Инопланетные животные».

Логопед: Инопланетные животные у них очень интересные. Посмотрите, какое интересное животное у него лошадиная голова и верблюжий хвост.

Логопед: А теперь вы назовите части тела инопланетного животного (животное у которого львиная голова и крокодилий хвост, беличья голова и тюлений хвост, жирафья голова и олений хвост, тигриная голова и верблюжий хвост, медвежья голова и моржовый хвост, лисья голова и львиный хвост, тюленья голова и волчий хвост).

Логопед: Познакомились животные друг с другом и решили поиграть

Давайте и мы с вами поиграем.

III. Физкультминутка.

Мы топаем ногами, (Дети выполняют движения по тексту)
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки поджимаем
И побежим кругом.

IV. Игра «Прятки».

Логопед: А потом животные решили поиграть в прятки. Сейчас мы с вами тоже поиграем в прятки с этими животными. Они будут от вас прятаться, а вы их должны найти. (Логопед предлагает детям закрыть глаза, в это время раскладывает предметные картинки в разные места, например, на стул, под стол, …. )

Образец ответов детей: за стулом спрятался волк, потому что видна волчья голова и волчий хвост.

V. Игра «Четвертый лишний».

Логопед: Ребята, настал момент, когда животным надо возвращаться на свою планету. А вы знаете, как называется наша планета? (Земля)

Логопед: Правильно, наша планета называется Земля. Сели звери в ракету и полетели домой. А кто из вас может изобразить, как гудит ракета? (ответы детей)

Логопед: Но прежде чем лететь домой, звери решили заглянуть к себе на Родину. Куда полетят животные холодных стран? А куда полетят животные теплых стран, дикие животные наших лесов, домашние животные? (ответы детей).

Логопед: Но вот беда ребята, когда звери садились в ракету некоторые из них сели не на своё место и оказались лишними. Сейчас я вам раздам фотографии, а вы посмотрите внимательно и скажите кто лишний.

• Слон, северный олень, кенгуру, лев.

• Бегемот, обезьяна, собака, носорог.

• Собака, баран, слон, корова.

• Лошадь, корова, белый медведь, кот.

• Лошадь, собака, кот, ёж.

• Белый медведь, тюлень, лиса, морж.

• Жираф, белый медведь, тюлень, морж.

• Заяц, тюлень, ёж, волк.

VI. Игра «У кого кто?». Игра проводиться с мячом.

Логопед: Побывав у себя на Родине, животные полетели к себе в зоопарк, а там их ждали детёныши.

Давайте с вами попробуем отгадать, кто кого ждал.

Кошку ждал… (котёнок)

Корову ждал… (телёнок)

Лошадь ждал … (жеребёнок)

Собаку ждал … (щенок)

Белку ждал … (бельчонок)

Волка ждал … (волчонок)

Лису ждал … (лисёнок)

Ежа ждал… (ежонок)

Зайца ждал … (зайчонок)

Тюленя ждал … (тюленёнок)

Моржа ждал … (моржонок)

Оленя ждал … (оленёнок)

Белого медведя ждал … (медвежонок)

Тигра ждал … (тигрёнок)

Льва ждал… (львёнок)

Слона ждал … (слонёнок)

Верблюда ждал … (верблюжонок).

VII. Итог логопедического занятия.

Логопед: Ребята, Карлсону пора улетать к себе домой. Ему очень понравилось с вами играть, он приготовил вам небольшой сладкий подарок. Карлсон достаёт волшебный мешочек и раздаёт детям конфеты.

Логопед: Ребята можете поблагодарить Карлсона за то, что он пришёл к нам в гости, обнять, пожать ему руку. Я думаю, что Карлсон ёще не раз к нам придёт.

Логопед: Вам понравилась история про животных?

Куда летали животные? (ответы детей)

Логопед: Какие игры вам понравились? (ответы детей)

Логопед: Молодцы ребята!

Сафонова Ирина Александровна,
учитель-логопед ГБОУ детский сад № 1076,
г. Москва, п. Киевский

Литература:

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет; Москва, «ТЦ Сфера», 2004.
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.
3. Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр. Выпуск № 1. Кого везут в зоопарк; Москва, «Гном и Д», 2006
4. Волина В. Занимательное азбуковедение; «Просвещение», 1991
5. Писарева Н.Е. Мамины уроки. Рабочая тетрадь по развитию познавательных способностей дошкольников 5-6 лет; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2005

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: , ,

Сейчас читают:

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали» Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали»
Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе на тему: «Составление рассказов об осени» Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе на тему: «Составление рассказов об осени»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.