Логопедическое занятие по теме «Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака» разработано для учащихся 2 классов, относится к I этапу коррекционного обучения. На этом этапе происходит восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Данный урок проводится с использованием компьютерных технологий, которые позволяют разнообразить приёмы работы учителя – логопеда и удерживать внимание детей в процессе занятия, также способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.
Целью урока является формирование умения различать на слух твердые и мягкие фонемы. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь.
Компьютерная презентация на уроке помогает сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
План-конспект логопедического занятия.
Цели:
1. Образовательная. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь.
2. Развивающая. Развивать звукобуквенный анализ и синтез, фонематический слух. Развивать слуховую память и восприятие.
3. Воспитательная. Воспитывать умение внимательно слушать ответы друг друга, чувство взаимопомощи. Расширять словарный запас по теме «зима».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска (экран), медиапроектор.
Для детей: Тетради, ручки, карандаши.
Тип занятия: групповое.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Организация внимания, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Логопед: Здравствуйте, дети! Сядет на своё место тот, кто произнесет слово с Ь.
2. Знакомство с новой темой и целями занятия.
Нарисуем
МЯГКИЙ ЗНАК
Нежной капелькой,
Вот так: Ь.
Букву
Капелька
Смягчит –
Слово
Мягко прозвучит.
- Тема нашего занятия « Мягкий знак». Сегодня мы будем работать над словами, в которых пишется Ь.
- Ребята, а для чего в словах нужен Ь?
3. Изучение новой темы.
- Посмотрите на экран и отгадайте загадки:
1) Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос? (медведь)
2) Кто всех пугается, под кустом спасается? (заяц)
3) Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (мороз)
4) У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет. (сосулька)
3. Откройте тетради, запишите число.
Выделение мягких согласных из слов-отгадок.
- Вспомните, какие отгадки были.
- Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь)
- Назовите последний звук в слове.
- Какую букву надо писать на конце слова? (мягкий знак)
- Почему? (Потому что последний согласный мягкий)
- Запишите слово в тетрадь.
- Назовите слово с мягким согласным в середине. (сосулька)
- Какой согласный в этом слове мягкий? (л)
- Какую букву надо написать после буквы Л? Почему?
4. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.
- Отгадайте слово: Сначала ЛЬ, потом Д, потом И, потом Н, потом А (льдина)
- Отгадайте слово: Сначала ВЬ, потом Ю, потом Г, потом А (вьюга)
- В слове «вьюга» Ь какой? (Разделительный) Почему? ( ВЬ не сливается с Ю)
5. Устное упражнение — Игра «Наоборот».
При помощи мягкого знака измените слова:
стал – сталь
жар – жарь
стол -
удар -
угол –
пар -
был -
хор –
кон -
цел –
6. Развитие позиционного анализа.
- Запишите слова в первый столбик с Ь в конце слова, во второй столбик с Ь между согласными, в третий- с разделительным Ь.
Слова: Хлопья, деньки, жилье, декабрь, ель, коньки, олень, семь, зелень, календарь, деревья, голубь, сосульки, вьюга, метель, веселье.
7. Работа со словосочетаниями.
- О каком времени года вам напоминают слова: ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, СОСУЛЬКИ? (о зиме)
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) Какие мягкие согласные слышаться в конце слов? ( РЬ, РЬ, ЛЬ)
- Запишите слова в тетради, подчеркните Ь.
- Запишите словосочетания: «Декабрьские морозы».
- В слове декабрьские после какой буквы вы напишите Ь? (Р)
- «Январский день».
- Какие согласные мягкие? (их нет)
- «Февральская вьюга».
- В слове «февральская» какой согласный мягкий? (ЛЬ) В слове «вьюга» после какого согласного напишите Ь?(В)
4. Закрепление нового материала.
8. Разгадывание кроссворда.
Отгадаем вместе кроссворд:
1) Слово, противоположное по значению слову НОЧЬ (день)
2) Слово, близкое по значению словосочетанию ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ (зверь)
3) Слово, близкое по значению слову ВЬЮГА (Метель)
5. Подведение итогов.
- С какими словами мы сегодня занимались? (словами с Ь)
- Для чего нужен мягкий знак в словах? (для обозначения мягкости)
Молодцы! Сегодня вы хорошо работали на занятии, выполнили все задания. И теперь не будете допускать ошибки в словах с Ь.
Багдасаева Мария Александровна,
учитель–логопед,
МКОУ «СОШ № 19» им. Л.А. Попугаевой,
г. Удачный, Республика Саха (Якутия)