Логопедическое занятие «Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака»

Логопедическое занятие по теме «Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака» разработано для учащихся 2 классов, относится к I этапу коррекционного обучения. На этом этапе происходит восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Данный урок проводится с использованием компьютерных технологий, которые позволяют разнообразить приёмы работы учителя – логопеда и удерживать внимание детей в процессе занятия, также способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Целью урока является формирование умения различать на слух твердые и мягкие фонемы. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь.

Компьютерная презентация на уроке помогает сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

План-конспект логопедического занятия.

Цели:

1. Образовательная. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь.

2. Развивающая. Развивать звукобуквенный анализ и синтез, фонематический слух. Развивать слуховую память и восприятие.

3. Воспитательная. Воспитывать умение внимательно слушать ответы друг друга, чувство взаимопомощи. Расширять словарный запас по теме «зима».

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (экран), медиапроектор.

Для детей: Тетради, ручки, карандаши.

Тип занятия: групповое.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Организация внимания, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Логопед: Здравствуйте, дети! Сядет на своё место тот, кто произнесет слово с Ь.

2. Знакомство с новой темой и целями занятия.

Нарисуем
МЯГКИЙ ЗНАК
Нежной капелькой,
Вот так: Ь.
Букву
Капелька
Смягчит –
Слово
Мягко прозвучит.

Обозначение на письме мягкости согласных
- Тема нашего занятия « Мягкий знак». Сегодня мы будем работать над словами, в которых пишется Ь.

- Ребята, а для чего в словах нужен Ь?

3. Изучение новой темы.

- Посмотрите на экран и отгадайте загадки:

1) Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос? (медведь)

2) Кто всех пугается, под кустом спасается? (заяц)

3) Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (мороз)

4) У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет. (сосулька)

3. Откройте тетради, запишите число.

Выделение мягких согласных из слов-отгадок.

- Вспомните, какие отгадки были.

- Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь)

- Назовите последний звук в слове.

- Какую букву надо писать на конце слова? (мягкий знак)

- Почему? (Потому что последний согласный мягкий)

- Запишите слово в тетрадь.

- Назовите слово с мягким согласным в середине. (сосулька)

- Какой согласный в этом слове мягкий? (л)

- Какую букву надо написать после буквы Л? Почему?

4. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

- Отгадайте слово: Сначала ЛЬ, потом Д, потом И, потом Н, потом А (льдина)

- Отгадайте слово: Сначала ВЬ, потом Ю, потом Г, потом А (вьюга)

- В слове «вьюга» Ь какой? (Разделительный) Почему? ( ВЬ не сливается с Ю)

5. Устное упражнение — Игра «Наоборот».

При помощи мягкого знака измените слова:

стал – сталь
жар – жарь
стол -
удар -
угол –
пар -
был -
хор –
кон -
цел –

6. Развитие позиционного анализа.

- Запишите слова в первый столбик с Ь в конце слова, во второй столбик с Ь между согласными, в третий- с разделительным Ь.

Слова: Хлопья, деньки, жилье, декабрь, ель, коньки, олень, семь, зелень, календарь, деревья, голубь, сосульки, вьюга, метель, веселье.

7. Работа со словосочетаниями.

- О каком времени года вам напоминают слова: ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, СОСУЛЬКИ? (о зиме)

- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) Какие мягкие согласные слышаться в конце слов? ( РЬ, РЬ, ЛЬ)

- Запишите слова в тетради, подчеркните Ь.

- Запишите словосочетания: «Декабрьские морозы».

- В слове декабрьские после какой буквы вы напишите Ь? (Р)

- «Январский день».

- Какие согласные мягкие? (их нет)

- «Февральская вьюга».

- В слове «февральская» какой согласный мягкий? (ЛЬ) В слове «вьюга» после какого согласного напишите Ь?(В)

4. Закрепление нового материала.

8. Разгадывание кроссворда.

Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака

Отгадаем вместе кроссворд:

1) Слово, противоположное по значению слову НОЧЬ (день)

2) Слово, близкое по значению словосочетанию ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ (зверь)

3) Слово, близкое по значению слову ВЬЮГА (Метель)

5. Подведение итогов.

- С какими словами мы сегодня занимались? (словами с Ь)

- Для чего нужен мягкий знак в словах? (для обозначения мягкости)

Молодцы! Сегодня вы хорошо работали на занятии, выполнили все задания. И теперь не будете допускать ошибки в словах с Ь.

Багдасаева Мария Александровна,
учитель–логопед,
МКОУ «СОШ № 19» им. Л.А. Попугаевой,
г. Удачный, Республика Саха (Якутия)

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]« Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.