Логопедическое занятие «Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака»

Логопедическое занятие по теме «Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака» разработано для учащихся 2 классов, относится к I этапу коррекционного обучения. На этом этапе происходит восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Данный урок проводится с использованием компьютерных технологий, которые позволяют разнообразить приёмы работы учителя – логопеда и удерживать внимание детей в процессе занятия, также способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Целью урока является формирование умения различать на слух твердые и мягкие фонемы. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь.

Компьютерная презентация на уроке помогает сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

План-конспект логопедического занятия.

Цели:

1. Образовательная. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь.

2. Развивающая. Развивать звукобуквенный анализ и синтез, фонематический слух. Развивать слуховую память и восприятие.

3. Воспитательная. Воспитывать умение внимательно слушать ответы друг друга, чувство взаимопомощи. Расширять словарный запас по теме «зима».

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (экран), медиапроектор.

Для детей: Тетради, ручки, карандаши.

Тип занятия: групповое.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Организация внимания, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Логопед: Здравствуйте, дети! Сядет на своё место тот, кто произнесет слово с Ь.

2. Знакомство с новой темой и целями занятия.

Нарисуем
МЯГКИЙ ЗНАК
Нежной капелькой,
Вот так: Ь.
Букву
Капелька
Смягчит –
Слово
Мягко прозвучит.

Обозначение на письме мягкости согласных
- Тема нашего занятия « Мягкий знак». Сегодня мы будем работать над словами, в которых пишется Ь.

- Ребята, а для чего в словах нужен Ь?

3. Изучение новой темы.

- Посмотрите на экран и отгадайте загадки:

1) Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос? (медведь)

2) Кто всех пугается, под кустом спасается? (заяц)

3) Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (мороз)

4) У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет. (сосулька)

3. Откройте тетради, запишите число.

Выделение мягких согласных из слов-отгадок.

- Вспомните, какие отгадки были.

- Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь)

- Назовите последний звук в слове.

- Какую букву надо писать на конце слова? (мягкий знак)

- Почему? (Потому что последний согласный мягкий)

- Запишите слово в тетрадь.

- Назовите слово с мягким согласным в середине. (сосулька)

- Какой согласный в этом слове мягкий? (л)

- Какую букву надо написать после буквы Л? Почему?

4. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

- Отгадайте слово: Сначала ЛЬ, потом Д, потом И, потом Н, потом А (льдина)

- Отгадайте слово: Сначала ВЬ, потом Ю, потом Г, потом А (вьюга)

- В слове «вьюга» Ь какой? (Разделительный) Почему? ( ВЬ не сливается с Ю)

5. Устное упражнение — Игра «Наоборот».

При помощи мягкого знака измените слова:

стал – сталь
жар – жарь
стол -
удар -
угол –
пар -
был -
хор –
кон -
цел –

6. Развитие позиционного анализа.

- Запишите слова в первый столбик с Ь в конце слова, во второй столбик с Ь между согласными, в третий- с разделительным Ь.

Слова: Хлопья, деньки, жилье, декабрь, ель, коньки, олень, семь, зелень, календарь, деревья, голубь, сосульки, вьюга, метель, веселье.

7. Работа со словосочетаниями.

- О каком времени года вам напоминают слова: ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, СОСУЛЬКИ? (о зиме)

- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) Какие мягкие согласные слышаться в конце слов? ( РЬ, РЬ, ЛЬ)

- Запишите слова в тетради, подчеркните Ь.

- Запишите словосочетания: «Декабрьские морозы».

- В слове декабрьские после какой буквы вы напишите Ь? (Р)

- «Январский день».

- Какие согласные мягкие? (их нет)

- «Февральская вьюга».

- В слове «февральская» какой согласный мягкий? (ЛЬ) В слове «вьюга» после какого согласного напишите Ь?(В)

4. Закрепление нового материала.

8. Разгадывание кроссворда.

Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака

Отгадаем вместе кроссворд:

1) Слово, противоположное по значению слову НОЧЬ (день)

2) Слово, близкое по значению словосочетанию ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ (зверь)

3) Слово, близкое по значению слову ВЬЮГА (Метель)

5. Подведение итогов.

- С какими словами мы сегодня занимались? (словами с Ь)

- Для чего нужен мягкий знак в словах? (для обозначения мягкости)

Молодцы! Сегодня вы хорошо работали на занятии, выполнили все задания. И теперь не будете допускать ошибки в словах с Ь.

Багдасаева Мария Александровна,
учитель–логопед,
МКОУ «СОШ № 19» им. Л.А. Попугаевой,
г. Удачный, Республика Саха (Якутия)

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.