Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Логопедическое занятие по теме «Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях» разработано в игровой форме, так как игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Цели логопедического занятия:
• Формировать умение различать звуки С-Ш в слогах, словах, фразах.
• Продолжить упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений с придаточным причины.
• Активизировать и расширять словарный запас.
• Развивать память, внимание, мышление.
• Формировать чувство бережного отношения друг к другу.
Оборудование: предметные картинки, игрушка – заяц Степашка; карточки с картинками-«4-й лишний», карточки с предложениями для чтения; силуэты предметов (мальчик, шапка,сосна, шишка,белка), ручки, буквы, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент:
- Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
2.Введение в тему.
- Ребята, наш Степашка попал в беду. Он играл в компьютерную игру и заблудился в ней. Чтобы он вернулся к нам, нужно послушать стихи и догадаться о каких звуках мы будем говорить на занятии. Поможем Степашке?
В словах на «С» повсюду свист, он слышен здесь прекрасно.
Собака, сумки, сахар, лист. Теперь тебе все ясно?
В словах на «Ш» – совсем не то, тут шум сплошной мы слышим.
Шалаш, подушка, решето, шуршим, решаем, пишем.
- Какие звуки мы будем повторять сегодня?
- Правильно С и Ш. Вот и вернулся к нам Степашка.
3. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.
- Ребята, вспомните, при произнесении звука С (Ш), в каком положении губы, зубы, язык.
- Звуки С, Ш согласные, глухие, твердые.
4. Дифференциация на слух звуков С, Ш.
- Ребята, в слове, Степашка, тоже есть звуки С, Ш. Он их очень любит и хочет поиграть в игру «Покажи нужную букву». (Например: большой, сладкий, катушка, лес, сынок, шить, окошко, песок, ласточка, крыша, нос).
5. Упражнение «Наоборот» звуки в слогах С-Ш.
-Я называю слог со звуком С, а вы со звуком Ш. (Например: СА-ША, и т.д.)
6. Дифференциация С-Ш.
- Степашка, принес с собой карточки с картинками. Помогите ему правильно определить, какая картинка лишняя, объяснить почему и назвать, где слышится звук С (Ш) в этом слове.
(Сапоги, шуба, сандалии, кроссовки; (шуба-это одежда, звук Ш слышится в начале слова; и т.д.)
7. Физкультминутка.
Игра с мячом.
– Ребята ответьте на мой вопрос так, чтобы в слове были оба звука С-Ш.
- Как зовут зайца из программы «Спокойной ночи малыши»? ( Степашка)
- Кто ведет паровоз? ( машинист)
- Хвост у лисы какой? (пушистый)
- Чем покрыто тело собаки? (шерстью)
- Что светит днем в небе? (солнышко)
- Как называются маленькие баранки? (сушки)
- Если дети смеются, слушая рассказ, то этот рассказ какой?(смешной)
- Как называется дорога по которой едут машины? (шоссе)
- Кто играет в шахматы? (шахматисты)
8. Упражнение «Вставь пропущенную букву».
- Ребята, сейчас напечатайте пропущенные буквы в словах и прочитайте предложение. Назовите последнее слово в предложении и составьте звуко-слоговую схему этого слова
Ми.ша пьет анана.овый .ок. Последнее слово в предложении – сок.
9. Пересказ.
- Ребята, Степашка принес вам силуэты предметов с их помощью вы сможете пересказать рассказ «Миша и белка». Слушайте внимательно.
«Миша и белка»
Пошел Миша в лес за шишками. Видит стоит высокая сосна, а под ней много шишек. Но тут он заметил на сосне белку. Захотел ее поймать. Кинул в белку шапкой. А шапка на суку повисла. Так и ушел Миша домой без белки и без шапки.
10. Итог логопедического занятия.
Аникина Маргарита Николаевна,
учитель-логопед МБОУ НОШ №59 «Перспектива»
г. Липецк