Методическая разработка логопедического занятия по исправлению дисграфии

Логопедическое занятие по исправлению дисграфииАннотация: Логопедическое занятие проводилось с целью предупреждения и исправления дисграфии в группе 3 класса с речевым нарушением: системное недоразвитие речи при лёгкой умственной отсталости. Псевдобульбарная дизартрия лёгкой степени. Дисграфия на основе несформированности языкового анализа и синтеза по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме буквой ь. Слова, обозначающие действие предмета».

Открытое групповое логопедическое занятие по исправлению недостатков письма в 3 классе

Речевое нарушение:

  • системное недоразвитие речи при лёгкой умственной отсталости. Псевдобульбарная дизартрия лёгкой степени. Дисграфия на основе несформированности языкового анализа и синтеза.

Тема:

  • Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме буквой ь. Слова, обозначающие действие предмета.

Этап:

  • 2- Формирование навыка осознанного письма.

Цели:

  1. Уточнять представления у учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках, продолжать учить обозначать мягкость согласного звука на письме буквой ь.
  2. Продолжать формировать и уточнять представления обучающихся о словах, обозначающих действие предмета.
  3. Развивать фонематический слух, мыслительные операции: анализ, синтез, классификация.
  4. Воспитывать правильную самооценку.

Оборудование:

  • музыка «Морской прибой»,
  • домики – букв,
  • буквы
  • предметные картинки (тюлень, тюльпан,
  • шкатулка,
  • карточки,
  • записи на доске,
  • сказочный герой «Рыбка» (одевается на руку).

Ход занятия.

Содержание урока.

Деятельность логопеда и детей — логопатов.

Примечание.

1. Орг. момент.1. Упражнения на развитие речевого дыхания.2. Упражнения для пальцев рук.3. Проба ХЭДА (кулак, ребро, ладонь).4. Психонастрой

детей.

5Оформление записей в тетрадях.

Стоя.- под музыку изображаем волну- перекатывание с носков на пятки, вдох через нос – выдох через рот, на выдохе произносим долгое « З-З-З»,- повороты влево-вправо, вдох через нос – выдох через рот, на выдохе произносим долгое« Ж-Ж»,- потянулись к солнышку, руки высоко поднимаем над головой, вдох через нос, руки опускаем – выдох через рот.

- «колечки» Будьте внимательны. Выполняйте колечки теми пальчиками, которыми выполняю я.

- разгибание и сгибание пальчиков поочерёдно,

- игра « на пианино»

- Щелчки пальчиками в ритме песни: «Вместе весело шагать по просторам»,

Логопед говорит, меняя последовательность действий. Дети слушают и выполняют.

- Как будете заниматься?

- Вот так! Ребята показывают жест рукой: большой палец вверх.

- Какое настроение?

Дети аналогично жестом показывают своё настроение.

- На какую отметку будете стараться заниматься?

Ученики показывают раскрытую ладошку – пять!

-  Прочитайте шёпотом дату дня так, как будете писать в тетради.

-  Запишите дату дня.

- Поставьте ударение над каждым словом.

- Подчеркните «ошибкоопасные» места в словах.

- Проверьте, правильно выполнили задание?

- На доске выполняет ……. (ученик).

Черепашка тащит дом,
Отдыхать ей можно в нём,
От дождя она укрыта,
Дом и крыша и  защита.
Много дней она в пути,
Долго ей ещё ползти.

2. Цель занятия.

1. Игра на развитие зрительной памяти: «Запомни – восстанови».

2. Исключение лишнего.

3. Вывод детей.

Логопед прикрепляет на доску «домики» букв, например:ь ю, ё, ж.г,д и говорит правила игры:- Надо запомнить порядок расположения букв и восстановить этот порядок букв после того, как я буквы сниму с доски и перемешаю их.- Какая  буква не подходит и почему не подходит?Не подходит буква ь.- Кто догадался, над чем  будем работать на занятии?

- Правильно, сегодня мы будем повторять в каких случаях надо писать букву ь. В конце занятия вы должны будете ответить на вопрос:

- На какие две группы  делятся согласные звуки.

- Кто хочет повторить тему нашего занятия?

- Проговори тему занятия …. (ученик).

3Уточнение представлений учащихся о согласных звуках и буквах.1. Определение  твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова, в конце слова.Игра «Твёрдо – мягко».Вывод.2. Повторение.

3Звукобуквенный анализ слова.

- Если слышитетвёрдый согласный звук – нажимаете пальцами рук на твёрдую крышку парты и наоборот, Если слышитемягкий согласный звук – трогаете мягкую тряпочку (одежду).- Вспомните, какими буквами обозначаем мягкость согласного звука на письме.Найдите их среди букв.- Проверьте, правильно нашли буквы.- Запишите эти буквы в тетрадь.

- Подберите слова, где гласные буквы обозначают мягкость согласного звука.

Гласные буквы ЮЯЕЁИ и Ь обозначают мягкость согласного звука на письме.

На доске написаны слова: Кл(у,ю)ква, бр(ю,у)сника,т(ю,у)лень, земл(я,а)ника, кл(ю,у)бника.

- Подумайте, какую букву надо оставить, а какую стереть?

Дети поочерёдно выходят к доске и выбирают нужную букву.

- Подумайте, какое слово не подходит, и почему не подходит?

- Запишите слово  тюлень или тюльпан (предметная картинка).

Развитие фонематического слуха.
4. Закрепление написания буквы ь.1. Игра «Нужен Ь»?2. Игра «Кузовок».Предметные картинки – диктант слов. На доске написаны слова: брызгает ( ), брызгат( ),Хрустит( ), скрипит( ), сверкает( ), сверкат( ), мален( )кий светил( )ник, дол( )гий пут( ).Подумайте, в каких словах напишем букву ь, а в каких не надо писать букву ь?Дети выходят по очереди и выполняют задание.Надо достать из кузовка картинку и продиктовать её название ребятам. Ребята записывают  слово в тетрадь.

Проверка: логопед открывает половинку доски, и дети проверяют правильность написания слов.

5 Физминутка «Снежинки». Ученики изображают падание снежинок.Логопед говорит:«Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
6 Работа на уровне предложений.1. Выписать из загадки слова с буквой ь.2. Составить предложение из слов.Слова написаны на листочках: на одном листочке слово и надо сконструировать предложение. На доске написана загадка:Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост  — её краса,
Этот зверь лесной … (лиса).- На слух определите, в каком слове нужен ь?Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. Зима.Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс
Кто же это? Дед Мороз.Покрутилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. Снежинки.

- Прочитайте слова на листочках.

- Подумайте, в каком порядке их надо поставить, чтобы получилось красивое предложение.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Найдите слово с буквой ь и подчеркните мягкий согласный звук, букву и мягкий знак.

Андрюша, лазить, любит, по, сугробам.

Дети, выбежали, во, двор, строить, крепость, из, снега.

Маленькая, Рита, лепила, снеговика.

Конь стальной,
Овса не просит,
А пашет и косит.Трактор.
Работа на уровне текста.Дополнительно - Прочитайте все предложения и подумайте,  какой рассказ можно составить, используя наши предложения.
7Итог. Логопед одевает на руку куклу – Рыбку и задаёт вопросы от лица Рыбки.- Скажите, что обозначает буква ь.- Чему учились на занятии?- Как работал ….?- Посчитайте, сколько заработал квадратов за занятие?

Каждый ребёнок по очереди считает, сколько заработал квадратов за занятие.

8 Домашнее задание. - Подберите, найдите в тексте по чтению слова с буквой Ь.- На следующем занятии вы проговорите эти слова и за каждое слово получите квадрат.

 

Акимова Людмила Юрьевна Акимова Людмила Юрьевна,
учитель-логопед первой кв. категории
школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья,
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 19
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.