Логопсиходиагностика и логопсихотерапевтический подход

Понятие «логопсиходиагностики» сложилось в связи с развитием личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся. Эта система представленна в работах ряда авторов — Л.З. Андроновой, Б.З. Драпкина, Ю.Б. Некрасовой, Н.Л. Краповой, Е.Ю. Рау, В.М. Школовского. Все они являются последователями школы известного харьковского психотерапевта К.М. Дубровского.

Психотерапевтическое направление, связанное с именем К.М. Дубровского,  получило свое развитие в середине 60-х годов. В дальнейшем оно оформилось его учениками в особую систему логопсихотерапевтических воздействий при коррекции заикания.

В частности, логопсихотерапевтический подход представлен в работах Ю.Б. Некрасовой, а также Л.З. Андроновой и ее последователей.

Согласно логопсихотерапевтическому подходу заикание рассматривается как нарушение коммуникации, а реабилитация заикающихся должна быть связана не только с чисто логопедической работой, но и с так называемым процессом «лечебного перевоспитания«. Главная цель — гармонизация личности и нормализация ее связей с окружающим миром.

Чтобы осуществить такое «перевоспитание», используется специальная система «саногенных психических состояний».

Логопедическое, психотерапевтическое и психологическое воздействия в методиках логопсихотерапевтического подхода опосредуют друг друга, а не осуществляются параллельно. Они взаимодополняют друг друга, сочетаются в приемах и методах.

Сам процесс реабилитации заикающихся не разбивается между разными специалистами, а проводится одним специалистом — логопсихотерапевтом. Логопсихотерапевт должен обладать знаниями и логопеда, и психотерапевта.

Ведущий принцип такого подхода — это принцип логопсиходиагностики. Он совмещает в себе традиционную педагогическую диагностику, которая направлена на изучение речи пациента, и диагностику его личностно-коммуникативных особенностей, независимо от клинической группы заикания (неврозоподобного или невротического типов).

Главной задачей логопсиходиагностики является составление «внутренней картины здоровья», а не выявление картины болезни пациента (согласно рекомендациям Ю.Б. Некрасовой). Логопсихотерапевт должен не акцентироваться на проблеме заикающегося, а искать пути наиболее комфортного и благоприятного развития его личности. Важно при этом предоставлять пациенту большие возможности для самореализации и самовыражения.

Таким образом, логопсиходиагностика совмещает одновременно две функции: диагностическую и психотерапевтическую. То есть мы должны только принимать во внимание проблемы заикающегося ребенка, учитывать их в ходе реабилитационного курса. Акцентироваться необходимо на поиске и развитии адаптивных черт личности, которые составляют внутренний «портрет неповторимости» человека.

Моисеева А. В., учитель-логопед

Литература:

1. Андронова Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. — М., 1990.
2. Андронова Л.З. Как лечить заикание. — М., 1993.
3. Дубровский К.М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы заседания Харьковского научного медицинского общества. — К., 1966.
4. Карпова Н.Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. — М., 1997.
5. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1994.
6. Некрасова Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушений речевого общения // Вопросы психологии. — 1985. — №5.
7. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. — М., 1992.

 

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Профилактика рецидивов в комплексной системе преодоления заикания Профилактика рецидивов в комплексной системе преодоления заикания
Чтобы ребенок не заикался Чтобы ребенок не заикался
Функциональные тренировки в коррекции заикания Функциональные тренировки в коррекции заикания
Нарушения темпо-ритмической организации речи – новые подходы в преодолении Нарушения темпо-ритмической организации речи – новые подходы в преодолении

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.