Мастер-класс для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»

Мастер-класс логопедаМастер-класс логопеда для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР».

План проведения мастер класса

  1. Представление технологии.
  2. Совместное моделирование.
  3. Проведение имитационного занятия (игры).
  4. Рефлексия.

Сейчас Вашему вниманию будет представлен мастер-класс по теме « Формирование предпосылок обучения грамоте старших дошкольников с ОНР учителем-логопедом Буровой О.Н.

Представление технологии.

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен.

Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обуче­нию в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви­тием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Основой в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове.

Исходя из методик авторов обучаем детей способам овладения умственными действиями звукового анализа, позиционного чтения, а также соблюдаем этапность формирования способа чтения (по Д. Б. Эльконину).

На первом этапе мы знакомим детей с понятиями «слово», «звук», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова с определенным звуком, называть позицию звука в слове и т. д. Обучение такого рода включает детей в инте­ресную деятельность.

Мы знакомим детей с гласными и согласными звуками. Они узнают о том, что согласные бывают твердыми и мягкими, учатся их дифференцировать, овладевают действием звукового анализа.

Помимо задач, направленных на развитие речи на занятиях по обу­чению грамоте, нами предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Благодаря специфики детского возраста, все это легче усваивается в рамках сложения сказки, путешествия, приключения, игры.

В формировании предпосылок обучении детей грамоте нами используются разнообразные приемы работы над предложением, которые соответствуют основному правилу — от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки.

Затем задания мы усложняем, детям предлагаем составить предложение по набору слов или по опорным словам. Детям с более высоким уровнем развития речи мы предлагаем задания на восстановление деформированного тек­ста предложения.

Знакомство с буквой, означающей изучаемый звук, начинаем обычно с того, на что похожа та или иная буква.

Следующий вид, используемый нами в работе с детьми — это печа­тание букв в тетрадях, затем слогов. На наших занятиях используются сразу не­сколько анализаторов — зрительный, слуховой, речедвигательный, а также мы разрабатываем кисти руки, тем самым формируем двигательный навык при пе­чатании букв. И чем больше анализаторов задействуем в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее его усваивают наши воспитанники.

На последнем 3 этапе работы с детьми по обучению грамоте воссоздаем звуковые формы слога и слова на основе их графического изображения. Здесь мы закрепляем с детьми отработанный на предыдущем этапе способ чтения. На этом этапе дети постепенно знакомятся с сог­ласными буквами, овладевают вначале слоговым, потом плавным чтением в пределах всего алфавита. Важным являлся и тот факт, что дети усваивают принцип чтения.

Важны словарные диктанты. Дети пишут под диктовку слова, меньше Будут пропускать гласные звуки. Надо научить их потихоньку протягивать эти слова, чтобы дети правильно писали. Чуть позже дать детям диктанты, состоящие из коротких предложений, а затем обратить внимание детей, на то, что слова «маленькие» и слова пишутся отдельно, что в конце предложения ставится точка, а первое слово следующего предложения пишется с боль­шой буквы.

Чтение имеет большое значение для ав­томатизации поставленных звуков. Читая, дети «видят» звук, который им нужно произнести правильно, и автоматизация проходит значительно бы­стрее. На занятиях следует проводить предупредительную работу по подготов­ке детей к диктантам. Слова, которые включаются в диктант, сначала раз­обрать устно, а затем записать их на доске. Эти же слова включаются в дик­тант.

Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей грамоте, поможет детям и родителям избежать трудности обучения в школе и проблемы дисграфии и дислексии в процессе работы будут снижены.

Совместное моделирование

– А как Вы думаете, нужно ли обучение грамоте в детском саду? Родители делятся своими мнениями, идет совместное обсуждение

- Уважаемые родители, я продемонстрирую Вам некоторые приемы работы по формированию предпосылок обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Проведение имитационной игры

- Сегодня мы с Вами будем на месте детей.

- А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам встать на позицию ребенка и вспомнить азы грамоты.

- Ребята, давайте возьмемся за руки постараемся найти в этой таблице «спрятанные» слова. (слова: ива, сосна, тополь, клён, липа, черёмуха). .

Игра «Спрятанные слова»

Игра Спрятанные слова

- А что вы знаете про слово? (слово имеет значение).

- Здесь зашифровано слово. Отгадайте это слово.

Здесь зашифровано слово

Шифр:

Шифр

- Что это за слово? (дерево)

- Посмотрите, у нас есть волшебный экран и вот одно из названий деревьев мы записываем туда. (Слово липа в системный оператор).

- Сколько слогов в слове «липа»? (2)

- Как вы догадались? (Правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

- Назовите гласные звуки в слове «липа». (и, а).

- А как можно проверить? (отхлопать).

- А какие вы еще знаете звуки? (согласные. Они бывают твердые и мягкие. Глухие и звонкие.)

- А как вы их различаете? (гласные можно пропеть и протянуть).

- Ребята, давайте встанем и поиграем в игру «Мир звуков» (гласные и согласные звуки). На согласные звуки участники приседают, а на гласные стоят и машут руками.

- Какие внимательные у нас дети, молодцы.

- А сейчас обратите внимание на это слово. Постарайтесь дать звуковой анализ слова липа.

Весь разбор заполняется в системный оператор.

- Вы хорошо справились с заданием.

«Фантазеры»

Слова записаны на доске. Участники читают их самостоятельно.

Связать слова по смыслу

- Свяжите эти слова по смыслу.

Дети составляют предложения.

- Что вы сейчас придумали? (предложение).

- А что такое предложение? (предложение — это слова, которые связаны между собой по смыслу).

- Сколько в вашем предложении слов? (4).

- Назовите первое, второе, маленькое слово.

- Давайте постараемся, сделаем схему этого предложения.

Заполняем системный оператор.

- Ребята, а какие звуки можно услышать в лесу или парке? Давайте их изобразим. Фонетическая ритмика (звуки С-СЬ; З; Ш; Р-РЬ; Ж).

- Посмотрите, что это? Да, это ребусы попробуем разгадать.

Слова: щель, щавель, качели.

- Молодцы, посмотрите, какая красивая елочка.

- Давайте с вами сочиним небольшую сказку про ель. Я начну, а вы мне помогайте.

Росла в лесу елочка. Было у нее три подружки. Кто они?

Догадайтесь сами: это лиственные деревья, в названиях которых три слога.

БЕРЕЗА ОСИНА РЯБИНА

- Мы с вами сочинили предложения, которые связаны между собой по смыслу. Что у нас получилось? (текст)

По ходу работы заполняем системный оператор.

– Давайте посмотрим на наш волшебный экран. Вот раньше, когда люди не могли писать и читать, как они общались? (рисовали)

В прошлое системного оператора помещаем картинку дерева (липа).

- А из чего состоит рисунок? (из символов)

- А на чем рисовали раньше? (на стенах, в пещерах, на папирусе, на дощечках)

- Сейчас чаще всего что мы используем? (электронный вид) – Это и будет будущее системного оператора.

- А из чего состоит электронный вид? (набор букв)

- Набираем эти буквы при помощи чего? (компьютера)

Системный оператор

Системный оператор

Вот и заполнили все окошки нашего системного оператора, мы вспомнили ступени овладения грамотой.

Рефлексия

- Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работали. Легко ли вам было сегодня вспомнить раннее изученное? Что у вас вызвало наибольшее затруднение? Что вы сегодня узнали нового, чему научились?

- Очень хорошо! А теперь можем расслабиться и встать на позицию взрослого. Так привычнее… С позиции родителей ответьте, что вам понравилось, а может быть вы с чем то и не согласны?

- Мне приятно было видеть живой интерес в ваших глазах. Надеюсь, что наша встреча поможет Вам в подготовке ваших детей к школе.

Бурова Оксана Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Центр развития ребенка -
детский сад №24,
г. Орел

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.