Мастер-класс для логопедов или обмен «премудростями»
Мастер — класс — это встреча единомышленников, готовых узнать новое и поделиться наработанным.
Проведенный логопедический мастер-класс был предназначен для учителей-логопедов массовых и специализированных садов, школ. Были предложены игровые комплексы, направленные на развитие сенсорной системы ребенка, которые позволяют наиболее эффективно решать стандартные логопедичекие задачи. Представлены серии загадок собственного сочинения на осеннюю тематику: «Деревья«, «Огород«.
Осень – это прекрасное время года, пестрящее изобилием красок и оттенков, запахов и звуков. Осенняя пора восхищала своей красотой многих поэтов (А.С. Пушкина, Н. Некрасова, Ф.И. Тютчева, И. Бунина, Б. Пастернака и др.), художников (И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.С. Остроухова), музыкантов (П.И. Чайковского, Вивальди).
Именно это время года вдохновило и меня на проведение мастер-класса для логопедов и открытого занятия (с детьми 6 лет с ФФНР) по развитию словообразовательных навыков на материале лексической темы: «Золотая осень».
Данное мероприятие проходило на базе ГБОУ прогимназии №1642 г. Москвы.
Проведение мастер-класса позволило объединиться в работе учителям-логопедам массовых и специализированных детских садов, школ, центров развития. Мы делились своими знаниями, наработками, трудностями.
На мастер-классе все логопеды имели возможность поиграть и обсудить предложенные игры, предназначенные детям с ФФНР. Все игры проводились с использованием изготовленных собственными руками и приобретенных наглядных пособий и были направлены на развитие сенсорной (чувствующей) системы ребенка, через развитие которой предлагалось решение стандартных логопедических задач:
1. Формирование звукопроизношения;
2. Развитие фонематического восприятия;
3. Подготовка к обучению грамоте и т.д.
Я уверена, что каждый человек создан, чтобы творить. И поэтому на своих занятиях: в играх, логоритмических разминках, физ. минутках, я использую, наряду с общеизвестными, сочиненные мною загадки, стихи. Это усиливает интерес детей к занятию, стимулирует их к собственному словесному творчеству, созданию новых рифм и загадок. В предлагаемых играх на мастер-классе я постаралась продемонстрировать и поделиться своими наработками:
1. Серия загадок «Деревья»
У моей березки красные сережки,
Ствол не белый другой,
У осины такой.
А зимою снегири
Съели серьги — посмотри!
(Рябина)
Ну не дерево, а диво
Разноцветный и красивый
Лист ладошкою раскрылся,
Ветер дунул, лист свалился.
(Клен)
Есть сережки у красавицы,
Серьги бруньки называются.
А сама–то величава,
Белый ствол, глава – курчава.
(Береза)
Ствол руками не обнять,
Сколько лет не сосчитать.
Он могуч и силен
Желуди висят на нем.
(Дуб)
2. Серия загадок «Огород»
Набирай скорее в миску
Краснощекую … редиску.
Разве в огороде пусто,
Если там растет … капуста.
За ботву, как за веревку
Можно вытянуть … морковку.
Захотелось плакать вдруг,
Слезы лить заставил… лук.
Под кустом капнешь немножко,
Выглянет на свет … картошка.
Кто ребята незнаком
С белозубым … чесноком.
Почему же до сих пор
Не краснеет … помидор.
Держится за землю крепко
Вылезать не хочет … репка.
Удивляет горожан темнокожий… баклажан.
Отыскался, наконец, и зеленый… огурец.
Завалился на бочок лежебока …кабачок.
Ну-ка берегись микроб
Поднял голову …укроп.
Ну а вот его подружка
Раскудрявая… петрушка.
2. Серия «Лесная прогулка» (образование относительных прилагательных)
В роще (березовой, осиновой) мы отдыхали,
В роще (дубовой, сосновой) в канаву упали,
В роще (сосновой, дубовой) на шишку уселись,
В роще (еловой) от пуза наелись,
В роще (осиновой, березовой) было тоскливо,
В общем, весь день провели мы красиво.
Давайте чаще встречаться и делиться новыми «премудростями» нашей профессии!
Дидык Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ прогимназии №1642
с музыкально-эстетическим уклоном
г. Москва