В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев в нарушении всех структурных компонентов языка.
Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением.
Зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций.
У слабовидящих детей вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи обусловлены её ранним недоразвитием.
Для детей с данной патологией характерна бедность представлений и недостаточное понимание семантической основы слова, трудность в словесной интерпретации практических действий.
Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приёмы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения используются элементы занимательности.
Низкий уровень развития зрительного восприятия оказывает отрицательное влияние на психофизическое развитие.
Коррекционная работа со слабовидящими детьми строится с учётом специфических принципов: учёт первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учёт нарастающей сложности вербального материала.
Поэтому коррекционная работа по развитию речи предусматривает не только комплексное развитие всех компонентов родного языка и психических процессов, которые тесно связаны с речевой деятельностью (внимание, восприятие, память, мышление), но и требует развития различных параметров зрительных функций.
Предлагаю вниманию коллег материал, который помогает формировать правильное звукопроизношение, опираясь на кинестетические ощущения ребёнка, запомнить положение артикуляционных органов, артикуляционные уклады, а так же является занимательным материалом при знакомстве с образом буквы. Помогает развивать зрительное восприятие и внимание, зрительно-моторную координацию.
• Формирование ощущения положения органов артикуляции.
• Формирование кинестетического образа звука.
• Развитие зрительного внимания и восприятия.
• Развитие зрительно-моторной координации.
Двояшова Лариса Сергеевна,
учитель-логопед ГБОУ д/с № 972
компенсирующего вида для детей
с нарушением зрения, ЮАО г. Москва
Литература:
1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие/ М.: Издательство «Экзамен», 2006.
2. Крупенчук О.И. Учим буквы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
3. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С.Волковой. – М: Просвещение, 1989.
4. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: Дельта, 1998