Логопедический уголок традиционно играет важную роль в работе с семьей. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт» предназначен для оформления уголка логопеда в средней группе. Он содержит рекомендации родителям по наблюдению за окружающим миром, проведению бесед с ребенком, примеры игр на формирование лексико-грамматических категорий и развитие мелкой моторики.
Занимаемся по теме «Транспорт»
Ребёнок должен знать:
- Что такое транспорт и его назначение
- Основные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный)
- Названия городского и междугороднего транспорта
- Как называется транспорт, который перевозит людей
- Как называется транспорт, который перевозит грузы
- Кто управляет различными видами транспорта
- Основные правила дорожного движения и дорожные знаки.
Расширяем и уточняем словарь:
ПРЕДМЕТЫ:
автобус, троллейбус, трамвай, машина,
автомобиль, метро, грузовик, поезд, пароход,
лодка, самолет; колесо, кузов, руль, двери,
сидения; шофер, водитель, летчик, капитан
ДЕЙСТВИЯ:
едет, катит, летит, стоит,
плывет, спешит, мчится,
везет, ломается, гудит
останавливается,
ПРИЗНАКИ:
грузовой, легковой,
пассажирский, водный,
воздушный, наземный,
подземный, удобный,
скорый, теплый, красивый, разноцветный
Рассказываем и объясняем:
Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите малышу назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.
Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть малыш сам покажет части грузовика, которые Вы назовёте.
Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».
Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам. Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.
Без помощи человека транспорт не сдвинется с места. Людей, которые управляют разными транспорт-ными средствами, называют по-разно-му. Расскажите ребёнку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому на-звать, чем управляет машинист, капи-тан, летчик, водитель.
Выполняйте с детьми гимнастику для пальцев «Транспорт».
Будем пальчики сгибать (хлопаем в ладоши, стучим кулачками)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт, (загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Трамвай, метро и самолёт.
В кулак мы пальцы собирали, (сжимать и разжимать кулаки)
И транспорт правильно назвали. (сцепить пальцы в «замок»)
Играем и запоминаем:
«Назови транспорт ласково».
грузовик – грузовичок
трамвай – трамвайчик
лодка – лодочка
корабль – …
машина — …
самолет — …
Объясните ребенку, что некоторые транспортные средства можно назвать ласково, а другие — нет
«Незнайка-путешественник».
Инструкция: Незнайка решил рассказать о своём путешествии, но в рассказе допустил какие-то ошибки. Найди их.
Сначала я покатил на самолете. Потом поплыл на поезде. Потом полетел на велосипеде и т.д.
Вместе с ребёнком придумайте и расскажите, на чем Ваша семья отправится в путешествие.
Например: Мы поедем на поезде. Мы полетим на самолете ит.д.
«Один – несколько — много».
1. «Один — несколько»
Инструкция: это автобус – а по городу ездят… автобусы.
Это поезд, а между городами ходят… поезда.
2. «Один – много»
Инструкция: это машина, а в городе много… машин.
Это самолёт, а в небе много… самолётов
«Сколько машин ты увидел?»
Предложите ребёнку сосчитать транспортные средства (на улицах города, глядя на картинки лото)
Считаем так: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.
Один автобус, два автобуса, три автобусов, четыре автобуса, пять автобусов и так далее.
Скачать материал по лексической теме «Транспорт»:
Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ детский сад № 864, г.Москва