Медиатека, как средство внедрения информационно-коммуникационных технологий в логопедическую работу с детьми

ИКТ в работе логопедаМне бы хотелось поделиться опытом использования ИКТ в логопедической работе и собственными авторскими разработками. Данная статья рассказывает об использовании различных компьютерных технологий и авторских мультимедийных пособий в логопедической работе с детьми.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, способствующее коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием информационно-коммуникационных технологии позволяет значительно повысить качество и результативность коррекционно-образовательного процесса.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую учитель-логопед может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

С использованием компьютерных технологий на коррекционных занятиях и учётом мультимедийных возможностей этой «игрушки», у меня появилась идея создать в логопедическом кабинете мини-медиатеку.

Информация постоянно обновляется, ею могут пользоваться не только педагоги, но и родители, что позволяет расширить сферу использования представленного материала.

Но основными пользователями, зрителями и слушателями медиатеки являются воспитанники ДОУ.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и учебной направленности.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр.

Мною были изучены и апробированы в учебном процессе игры и программы, имеющие коррекционную направленность. Они и являются основной составляющей медиатеки моего кабинета.

Это программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно», мультимедийный диск «Домашний логопед. Практический курс», компьютерные игры «Весёлые игры для развития речи и слуха», «Азбука. Как мышонок буквы ловил».

Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного возраста. Ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.

Применение компьютерных программ позволило максимально использовать мною принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, сделало коррекционные занятия более эмоционально насыщенными.

Как известно, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд — фильмов и компьютерных презентаций, разработанных учителем-логопедом с учётом особенностей развития их воспитанников.

Технология создания презентаций в программе Microsoft Point не требует углубленных знаний и навыков программирования.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

При просматривании слайдов задействуются различные каналы восприятия.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Таким образом, следующей составляющей медиатеки логопедического кабинета являются самостоятельно созданные мультимедийные проекты.

Мною разработаны презентации по различным лексическим темам, но наибольший интерес для детей представляет мультимедийное пособие «Жил весёлый Язычок…».

С позиции отечественной логопедии я предлагаю известные артикуляционные упражнения, но в более интересном и современном варианте. Данное мультимедийное пособие – ещё одна уникальная возможность познакомить ребёнка со строением артикуляционного аппарата и основными упражнениями для языка, губ, щёк, нижней челюсти в увлекательной форме. В интересной стихотворной форме можно узнать о строении ротовой полости, научиться основным артикуляционным упражнениям.

Логопеды могут использовать его в качестве наглядного материала на своих занятиях, родители с удовольствием смогут смотреть и изучать представленный материал с детьми дома. Озвученные слайды, сменяющиеся на экране, дополненные фотографиями и видео, делают воспринимаемый материал более естественным, увлекательным. А для ребят история «Жил весёлый Язычок …» превращается в интересную игру.

Кроме этого в медиатеке представлены и аудиозаписи, помогающие на логопедических занятиях развивать фонематический слух и автоматизировать трудные звуки («Весёлая логоритмика» Е.Железнова, «Трудные звуки» Скворцова И.А.

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

  1. Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
  2. Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
  3. В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы — это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Я в полной мере использую такие возможности Интернета. Поэтому следующей составляющей медиатеки логопедического кабинета является электронная библиотека, которую я создала с целью самообразования. Она постоянно пополняется логопедической литературой и научными статьями из электронных версий журналов «Логопед в детском саду», «Дефектология» и др.

На основе своего практического опыта была издана под редакцией ГОУВПО Таганрогского государственного педагогического института учебную тетрадь для детей 5-7 лет «Слушаем, читаем, пишем».

Пособие состоит из двух частей. Первая часть — альбом упражнений для дошкольников, предназначен для занятий с детьми. Он содержит авторские игры, рифмовки, кроссворды, загадки, сопровождаемые иллюстрациями. Материал систематизирован по темам. К каждой из них в интересной форме предлагается пять заданий, способствующих развитию фонематического восприятия, графических навыков, формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза.

Во второй части представлены перспективно- тематический план и методические рекомендации для педагогов и родителей по выполнению заданий. Имея электронную версию этого издания, я использую этот материал на сайте нашего ДОУ с целью включения родителей в совместную работу по речевому развитию воспитанников.

Своеобразным продолжением книги стал ещё один авторское мультимедийное пособие «Играя, развиваем речь» для детей 5-7 лет. Оно охватывает весь спектр логопедической работы с детьми в течение всего учебного года, в соответствии с представленным перспективно-тематическим планом. Материал систематизирован по 16 лексическим темам. Работать по каждой их них предлагается в течение всего учебного года по 5 направлениям:

  1. Развитие правильного звукопроизношения (на материале скороговорок);
  2. Развитие фонематического восприятия;
  3. Развитие лексико-грамматических категорий;
  4. Развитие связной речи;
  5. Развитие мелкой моторики рук.
  • Первый раздел каждой лексической темы – скороговорки. Маленькие, коротенькие, рифмованные фразы – великолепный своеобразный тренажёр для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Они не только поднимают настроение, но и помогают в понимании некоторых слов и фраз.
  • Второй раздел – развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. Здесь предлагается ряд специальных упражнений, направленных на развитие у детей слухового внимания, коррекцию недостатков восприятия фонем родного языка, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
  • Третий раздел лексической темы – развитие лексико-грамматических категорий. Здесь предлагаются игры и упражнения на формирование разных способов словообразования и словоизменения, умения правильно употреблять и согласовывать различные части речи в роде, числе, падеже.
  • В четвёртом разделе представлены игры и задания на развитие связной речи. Они учат ребёнка описывать предмет, составлять сюжетный рассказ по опорным схемам, рассуждать, объяснять, пересказывать небольшие тексты, передавать последовательность событий.
  • Пятый раздел – пальчиковая гимнастика. Это короткие стихотворения, воспроизводимые движениями пальцев. Такие игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В каждом из этих направлений имеется три задания. Взрослый может выбрать любое из них, подходящее на данном этапе работы, в зависимости от речевого нарушения, индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка.

Для быстрого доступа к нужному материалу в начале проекта предлагается оглавление. Система гиперссылок позволяет быстро находить нужный материал. Достаточно выбрать необходимое задание и щёлкнуть «мышкой», чтобы познакомиться с содержанием игры или упражнения и приступить к ним.

Большинство заданий продумано так, что выполнять их можно полностью или частично, в зависимости от уровня речевого развития ребёнка. Анимированные, озвученные, динамичные игры вызывают большой интерес. Удобный интерфейс позволяет дошкольнику самостоятельно выполнять задания. Он становится не только зрителем иллюстративного материала, но и активным участником всех заданий.

Цель данного пособия – эффективная и своевременная коррекция нарушений и речевого развития ребёнка с использованием информационно-коммуникационных технологий. Предусматривает решение следующих задач:

  • корректировать звуковую сторону речи;
  • формировать умения воспринимать и дифференцировать звуки речи, навык звукового анализа и синтеза слов;
  • обучать лексически и грамматически правильно оформлять речевое высказывание;
  • формировать умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передавать содержание готового или самостоятельно составленного текста;
  • тренировать движения пальцев и кистей рук.

Более подробно цели игр и упражнений раскрыты в методических рекомендациях, которые необходимо внимательно изучить, прежде чем приступить к выполнению заданий.

Материал, предложенный в пособии «Играя, развиваем речь» позволяет устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, расширит знания и кругозор, что несомненно послужит хорошей основой для успешного обучения в школе.

Таким образом, составляющими медиатеки являются: компьютерные игры и программы, аудиозаписи, самостоятельно созданные мультимедийные проекты: презентации, авторские мультимедийные пособия, электронная библиотека, электронная версия учебной тетради.

Создание медиатеки позволяет систематизировать и пополнять материал, полученный из различных источников и в полной мере использовать разнообразные информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми.

Брындикова Наталья Адамовна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад первой категории № 93»,
г.Таганрог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.