Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию фонематического анализа и синтеза

Метод наглядного моделирования я активно использую в процессе работы над развитием  фонематического анализа и синтеза. Мне помогают зрительные символы звуков.

Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа и синтеза нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. Поэтому в процессе работы над развитием фонематического анализа и синтеза я активно использую метод наглядного моделирования — зрительные символы звуков.

В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Использую различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки, квадраты).

Метод наглядного моделирования в логопедии

Технология наглядного моделирования

В начале коррекционной работы для обозначения гласных звуков использую геометрические формы красного цвета. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков ( [А] – большой круг, [У] – маленький кружок, [И] – горизонтально расположенная полоска, [О] – вытянутый по вертикали овал, [Ы] – нижняя половинка круга. Звук [Э] вводится во второй половине года).

Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с моделями нот. Нота обозначает гласный звук, так как она поётся. Зачёркнутая нота – согласный, так как его нельзя петь.

Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков использую домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов.

Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам, вагончикам («Паровозик из Ромашково»).

Также на занятиях часто использую изображения травы и льда:

  • Трава – мягкий согласный звук,
  • Лёд – твёрдый.

Аналогично можно сделать домики, вагончики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный).

Для обозначения глухих и звонких звуков использую изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик).

Для определения местоположения звука в слове – применяю «звуковые гусеницы», «звуковые грузовики», «звуковые домики», «звуковые полоски», «звуковой поезд».

Использование метода наглядного моделирования — применение различных символов, моделей и схем — повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний.

Поэтому советую и родителям детей изготовить из цветного картона такие же пособия (красные, синие, зелёные кружки, карточки для определения места заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели.

Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

Использование современных методов наглядного моделирования в детском саду помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

Работу над развитием фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи начинаю с более лёгких в акустико-артикуляционном плане звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов:

  1. Зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом),
  2. Слухового (восприятие звука на слух),
  3. Тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука).

Ребёнок запоминает характеристики звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далёких и близких звуков.

Дидактические игры и упражнения, дополняющие метод наглядного моделирования

Затем в работу по развитию фонематического анализа и синтеза подключаю следующие задания, игровые упражнения, дидактические игры:

  1. На определение наличия или отсутствия заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
  2. Отбор картинок, игрушек, в названии которых есть изучаемый звук;
  3. Придумывание слов, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
  4. Узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
  5. Нахождение в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
  6. Раскрашивание или обводка тех картинок, в названии которых есть изучаемый звук;
  7. Рисование предметов, в которых есть определённый звук;
  8. Отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;
  9. Выделение из ряда слов, произносимых логопедом, те, в которых имеется заданный звук;
  10. Выделение из предложения слова с заданным звуком;
  11. Игры «Следопыты», «Сыщики» — нахождение в словах звука по картинкам, показывание картинок со звуком, например, [п],[п']. Сказать, где слышится заданный звук.
  12. Игра «Фантазёры» — придумывание слов со звуком;
  13. Игра «Кто внимательней» — угадывание, с какого звука начинается слово (булка, парта, батон, почка и др.);
  14. Игра «Узнай, кто придёт в гости?», «Узнай, какое слово задумано?» по первым звукам нарисованных картинок;
  15. Игра «Подари подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах, например, подарки для Киры и Коли);
  16. Игра «Кто больше?» (показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определённый звук);
  17. Игра «Звуковые часы» (найти и назвать слова, в которых есть изучаемый звук, выделить первый и последний звук, назвать самое длинное и короткое слово);
  18. Игра «Поймай звуки» (детям предлагается поймать звуки и произнести слово);
  19. Игра «Какой звук именинник» (предлагается рассказ. Слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком);
  20. Игра «Путешествие с паровозиком из Ромашково» (определение места звука в слове, дифференциация звуков, выделение первого звука и т.д.).

Вальдман Нина Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ д/с №49 Калининского района
Санкт-Петербурга

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.