Методическая разработка по обучению детей с общим недоразвитием речи 5 летнего возраста навыкам звукового анализа

Три поросёнкаМетодическая разработка по обучению детей с общим недоразвитием речи 5 летнего возраста (старшая группа) навыкам звукового анализа:

  • Наличие/отсутствие звука в слове;
  • Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

А так же обучение навыкам анализа и синтеза на примере четырёх гласных звуков по мотивам сказки «Три поросёнка».

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда Пашковой Елены Николаевны и детей старшей логопедической группы по формированию навыка звукового анализа и синтеза по мотивам сказки «Три поросёнка».

Цели:

  • Закрепить навык определения наличия звука в слове.
  • Закрепить навык определения первого гласного звука в словах в ударной и безударной позиции.
  • Закрепить навык полного звукового анализа и синтеза на примере трёх гласных звуков:
  • Закрепить навык определения позиции звука /начало, середина, конец/ в слове;
  • Содействовать взаимодействию межполушарных связей посредством выполнения упражнений на переключение;
  • Развивать интонационную выразительность речи;
  • Развивать навык речевого дыхания.

Оборудование:

  • Картинки с изображением волка, трёх поросят и их домиков, символы гласных звуков, мячи и корзины, картинки с изображением предметов, где разные гласные звуки находятся в различных позициях, магнитная доска, ноутбук.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сейчас ко мне пойдут дети в таком порядке, каком я назову:

Андрей, Петя, Максим.
Саша, Илья Бобров, Кирилл.
Илья Кузнецов, Тимофей, Сергей.
Полина, Женя, Алёна.

2. Введение в тему.

Логопед: Дети, к нам идёт в гости сказка. Кто догадался – какая? /на магнитную доску прикрепляются фигурки трёх поросят/ — Три поросёнка.

3. Выделить гласный в имени и прикрепить символ.

- Правильно. Какие имена у поросят? – Ниф-Ниф, Нуф–Нуф, Наф–Наф.

- Какие они все розовые, симпатичные и похожие. Как же нам их различить?

- Я хочу прикрепить символы, чтобы мы не запутались. Помогите мне.

На доску прикрепляются символы звуков А, У, И.

Логопед голосом выделяет в имени поросёнка гласный и спрашивает у детей, догадались ли они, какой символ подойдёт этому поросёнку?

Каждому поросёнку свой символ гласного.

- Произнесите звуки. /А, У, И/

- Какие это звуки? /гласные/

- Каким образом они произносятся? /нет преграды во рту/

- Почему их назвали гласные? /от слова голос/

Логопед:

- Но в лесу неподалёку жил волк. Символ какого гласного звука он получит? /О/

4. Определить первый гласный звук в слове.

Всё лето поросята играли и веселились.

Делали зарядку и подпевали любимые гласные.

Логоритмические упражнения с гласными /по методике А.Я. Мухиной/

Тренировали меткость глаза и точность руки.

Бросить мяч в корзину, /на корзине символ гласного звука, а на мяче картинка, где нужно определить 1-й гласный звук. Мяч с картинкой кинуть в нужную корзину.

Лексический материал:

  • арбуз, ослик, ананас, игры, ива, осы, облако, улитка, утюг, овощи, иглы, азбука.

5. Звуковой анализ и синтез трёх звуков.

Логопед раздаёт трём детям символы гласных звуков А, У, И.

И А У У И А А У И (символы оставить на доске)

- Сколько звуков всего?

- Какой 1-й звук?

- Какой последний?

- Какой 2-й?

- Между какими звуками находится звук …?

- Перед каким звуком стоит звук…?

- После какого звука стоит звук…?

6. Произнесение звукосочетания А У И с разной интонацией.

Логопед: /от имени волка/ OХ. Как хорошо повизгивают эти поросята. Пусть ещё нагуляют жир. Попозже я их съем!

Логопед демонстрирует «мордочки» с изображением разных эмоций.

Испуг, грусть, удивление, задумчивость, злость, веселье.

- Так весело сказал НИФ — НИФ — ещё погуляем!.

- Так грустно сказал НУФ – НУФ — ещё погуляем… и т.д.

7. Упражнение на переключение. /с музыкальным сопровождением/

Упражнение «кулак – ладонь» — для развития межполушарного взаимодействия.

8. Расселить поросят в домики.

Логопед:

- Ой, как холодно вдруг стало?
Строить дом пора настала!

Ниф–Ниф: Я возиться не люблю,
Я соломы навалю.

Нуф–Нуф: Из соломы дом непрочный
Ветки лучше, знаю точно.

Наф–Наф: Ну уж нет, я всех умней.
Дом построю из камней.

Дети «расселяют поросят в домики».

9. Проснулся ВОЛК.

Логопед от имени волка: Пора мне пообедать!

- Что же делать, дети, чтобы волк не съел поросят?

- Нужно его покормить.

Волк: Я согласен на еду, но если в названии каждого продукта будет звук О и положите мне всё в три тарелки!

На тарелках схемы слов, где звук О – в начале, середине, конце слова.

/торт, сок, овощи, батон, картошка, эскимо, молоко, окунь, кость/

10. Танец поросят и волка под музыку из мультфильма «Три поросёнка».

Итог занятия.

Пашкова Елена Николаевна,
учитель-логопед
дошкольного отделения «Дельфинёнок»
ГБОУ СОШ №878 г. Москвы, ЮАО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.