Из опыта работы с детьми раннего возраста с ЗПРР, ЗПМ и РР особенно заметно несовершенство мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, что тормозит у детей развитие речи, формирование графомоторных навыков, способность ознакомления с окружающим.
Моей задачей, как логопеда, является глубокое и всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка:
- уровень развития познавательной деятельности,
- эмоционально — волевой сферы,
- ведущей деятельности возраста.
Применяя критериально-ориентировочные методики, определяю уровень нервно-психического развития ребенка и разрабатываю план коррекционных мероприятий. Дифференциальная диагностика дает возможность определить структуру дефекта и выстроить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка.
О значении развития мелкой моторики у детей раннего возраста для развития речи
Вся история развития человечества доказывает, что движение руки, пальцев, тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Большое стимулирующее влияние функции руки на развитие речи отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
В 1782 году выдающийся русский просветитель утверждал, что (натуральное побуждение к действию над вещами, у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития). Н.И.Новиков.
Невропатолог и психотерапевт В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
В 1873году немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов.
И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. «Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию».
Исследованиями установлено, что становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности мелкой моторики пальцев рук. М.М. Кольцова.
«Использование любой предметной деятельности, в том числе и изобразительной с целью развития речи находит широкое применение в дефектологии». С.А. Миронова.
Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. М.М. Кольцова. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно ее частью. Передняя центральная извилина мозга — это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то, или иное движение.
Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон, навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Поэтому развитие мелкой моторики является, неотъемлемой часть коррекционной работы, как средство предупреждения речевых отклонений.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно важными умениями, их этому надо учить.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат малыша.
Например, такая испытанная веками потешка, «Ладушки-ладушки», заставляет малыша прислушаться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им, хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову.
Народ создал чудесные произведения: потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Упражнялись в произнесении звуков.
Для сенсорного развития, совершенствования ловкости рук, таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разнообразные шары и др. Детей привлекает красочность этих игрушек. Забавность действий с ними (трогать, ощупывать, гладить, двигать, вынимать и вкладывать).
Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины. Овладевает разнообразными движениями и действиями. При этом словарь обогащается названиями не только предметов, но и действий с ними, признаками.
За основу физиологической нормы развития кисти и пальцев рук взяла показатели развития мелкой моторики по А. Гезеллу.
Занимаясь с детьми необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные и физиологические особенности. Планируя работу по развитию мелкой моторики, также необходимо учитывать сензитивные периоды возрастного развития ребенка, наиболее благоприятные для освоения тех или иных видов деятельности.
Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года жизни с ЗПРР, ЗПМ и РР я составила согласно тематическому планированию по развитию речи.
Задачи коррекционной работы:
- Привлекать внимание детей к окружающим предметам и способам действия с ними.
- Нормализовать тонус мелких мышц рук.
- Учить правильному захвату предметов, выделять форму, цвет, величину предметов.
- Развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения пальчиков. Совершенствовать действия рук в соответствии со стихотворным текстом.
- Расширять запас понимаемых слов по лексическим темам.
- Стимулировать речевую активность: заменять звукоподражательные слова общеупотребительными, строить фразы из 2-3 слов. Использовать в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия и предлоги.
В работе руководствуюсь следующими принципами:
- принцип единства ранней диагностики и коррекции;
- принцип качественного анализа результатов обследования;
- принцип комплексного подхода;
- принцип динамического изучения;
- принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с ЗПРР, ЗПМ и РР;
- принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания.
Использую методические приемы обучения:
- показ с называнием;
- выполнение действий по образцу, совместно, по слову;
- многократное проговаривание речевого материала;
- просьбы, поручения;
- отраженное произнесение слова;
- договаривание слова в знакомой ребенку обстановке;
- самостоятельное произнесение слова;
- ответы на конкретные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, по цвету)?;
- опосредованное общение через куклу (игрушку);
- комментирование действий.
Развитие мелкой моторики провожу по следующим направлениям:
- Развитие тактильного восприятия.
- Фольклорные пальчиковые игры.
- Игры с водой. Самомассаж.
- Игры на выкладывание.
- Игры с пластилином.
- Игры на нанизывание.
- Игры с бумагой.
- Игры с мозаикой.
В результате работы по данным направлениям дети с удовольствием играют, слушают взрослого и стараются согласованно выполнять движения руками в соответствии со стихотворным текстом, движения рук стали более координированными. Малыши сопровождают свои действия речью, заучивают небольшие четверостишия, в активной речи используют 2-3 словную фразу.
Желовская Ольга Юрьевна
логопед первой кв. категории,
ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом»