Методическая разработка для логопедов «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство развития речи»

Развитие мелкой моторикиИз опыта работы с детьми раннего возраста с ЗПРР, ЗПМ и РР особенно заметно несовершенство мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, что тормозит у детей развитие речи, формирование графомоторных навыков, способность ознакомления с окружающим.

Моей задачей, как логопеда, является глубокое и всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка:

  • уровень развития познавательной деятельности,
  • эмоционально — волевой сферы,
  • ведущей деятельности возраста.

Применяя критериально-ориентировочные методики, определяю уровень нервно-психического развития ребенка и разрабатываю план коррекционных мероприятий. Дифференциальная диагностика дает возможность определить структуру дефекта и выстроить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка.

О значении развития мелкой моторики у детей раннего возраста для развития речи

Вся история развития человечества доказывает, что движение руки, пальцев, тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Большое стимулирующее влияние функции руки на развитие речи отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

В 1782 году выдающийся русский просветитель утверждал, что (натуральное побуждение к действию над вещами, у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития). Н.И.Новиков.

Невропатолог и психотерапевт В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

В 1873году немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов.

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. «Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию».

Исследованиями установлено, что становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности мелкой моторики пальцев рук. М.М. Кольцова.

«Использование любой предметной деятельности, в том числе и изобразительной с целью развития речи находит широкое применение в дефектологии». С.А. Миронова.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. М.М. Кольцова. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно ее частью. Передняя центральная извилина мозга — это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то, или иное движение.

Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон, навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Поэтому развитие мелкой моторики является, неотъемлемой часть коррекционной работы, как средство предупреждения речевых отклонений.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно важными умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат малыша.

Например, такая испытанная веками потешка, «Ладушки-ладушки», заставляет малыша прислушаться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им, хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову.

Народ создал чудесные произведения: потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Упражнялись в произнесении звуков.

Для сенсорного развития, совершенствования ловкости рук, таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разнообразные шары и др. Детей привлекает красочность этих игрушек. Забавность действий с ними (трогать, ощупывать, гладить, двигать, вынимать и вкладывать).

Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины. Овладевает разнообразными движениями и действиями. При этом словарь обогащается названиями не только предметов, но и действий с ними, признаками.

За основу физиологической нормы развития кисти и пальцев рук взяла показатели развития мелкой моторики по А. Гезеллу.

Занимаясь с детьми необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные и физиологические особенности. Планируя работу по развитию мелкой моторики, также необходимо учитывать сензитивные периоды возрастного развития ребенка, наиболее благоприятные для освоения тех или иных видов деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года жизни с ЗПРР, ЗПМ и РР я составила согласно тематическому планированию по развитию речи.

Задачи коррекционной работы:

  1. Привлекать внимание детей к окружающим предметам и способам действия с ними.
  2. Нормализовать тонус мелких мышц рук.
  3. Учить правильному захвату предметов, выделять форму, цвет, величину предметов.
  4. Развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения пальчиков. Совершенствовать действия рук в соответствии со стихотворным текстом.
  5. Расширять запас понимаемых слов по лексическим темам.
  6. Стимулировать речевую активность: заменять звукоподражательные слова общеупотребительными, строить фразы из 2-3 слов. Использовать в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия и предлоги.

В работе руководствуюсь следующими принципами:

  • принцип единства ранней диагностики и коррекции;
  • принцип качественного анализа результатов обследования;
  • принцип комплексного подхода;
  • принцип динамического изучения;
  • принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с ЗПРР, ЗПМ и РР;
  • принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания.

Использую методические приемы обучения:

  • показ с называнием;
  • выполнение действий по образцу, совместно, по слову;
  • многократное проговаривание речевого материала;
  • просьбы, поручения;
  • отраженное произнесение слова;
  • договаривание слова в знакомой ребенку обстановке;
  • самостоятельное произнесение слова;
  • ответы на конкретные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, по цвету)?;
  • опосредованное общение через куклу (игрушку);
  • комментирование действий.

Развитие мелкой моторики провожу по следующим направлениям:

  1. Развитие тактильного восприятия.
  2. Фольклорные пальчиковые игры.
  3. Игры с водой. Самомассаж.
  4. Игры на выкладывание.
  5. Игры с пластилином.
  6. Игры на нанизывание.
  7. Игры с бумагой.
  8. Игры с мозаикой.

В результате работы по данным направлениям дети с удовольствием играют, слушают взрослого и стараются согласованно выполнять движения руками в соответствии со стихотворным текстом, движения рук стали более координированными. Малыши сопровождают свои действия речью, заучивают небольшие четверостишия, в активной речи используют 2-3 словную фразу.

Желовская Ольга Юрьевна
логопед первой кв. категории,
ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: 

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.