Методическая разработка «Коррекция оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д с использованием техники лепки буквы из пластилина на основе игровых методов»

буквы б-дВ методической разработке «Коррекция оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д с использованием техники лепки буквы из пластилина на основе игровых методов» освещается актуальность проблемы коррекции нарушений письма у младших школьников в рамках видения процесса письма как сложной формы речевой деятельности, рассматриваются научные, методологические и методические основания и актуальность авторской разработки.

Данная методическая разработка раскрывает этапы, методы работы, коррекционно-развивающие упражнения при оптической дисграфии на примере смешения написания букв «б д» с использованием техники лепки буквы из пластилина и элементов игры.

В заключении представлены ресурсы, сроки и ожидаемые результаты эффективной реализации методической разработки, критерии оценки достижения планируемых результатов.

Проблема изучения и коррекции дисграфии у детей в настоящее время является одной из важных задач логопедии. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения. Специфические расстройства письма влекут за собой нарушения в овладении орфографией, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.

В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии. Это определило тему методической разработки: «Коррекция оптической дисграфии с использованием техники лепки буквы из пластилина на примере дифференциации букв б-д».

Письмо как сложная форма речевой деятельности

Письмо представляет собой сложную, системную, произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.

Письмо обеспечивается согласованной деятельностью затылочной, теменной областей коры, височной области левого полушария мозга, являющихся корковыми отделами анализаторных систем, а также передних отделов коры головного мозга, связанных с организацией протекания движений во времени, с выработкой и сохранением двигательных навыков и с организацией сложных целенаправленных действий.

Для своевременного и полноценного формирования письма у детей необходим ряд предпосылок — сформированность (сохранность) устной речи, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, двигательной сферы — тонких движений пальцев и руки, саморегуляции и контроля собственной деятельности.

И устная, и письменная форма речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. На начальном этапе овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Проговаривание помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.

Проблема овладения школьниками навыком письма является одной из актуальных, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Научные, методологические и методические основания авторской разработки

Дисграфия определяется как частичное специфическое нарушение письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

При оптической дисграфии наблюдется искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное пространственное соотношение буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов или наращивание элементов, замены и смешения графически сходных букв). В связи с этим в процессе логопедической работы осуществляется развитие зрительно-пространственных функций, что позволяет в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв.

Сенсомоторной основой психического развития ребенка являются те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом. Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением, что в достаточной степени можно проработать, используя технику лепки из пластилина.

Процесс развития определенной психической функции при коррекции оптической дисграфии, согласно принципу учета «зоны ближайшего развития» по Л. С. Выготскому, должен осуществляться с учетом того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны учителя – логопеда. Использование техники лепки буквы из пластилина дает ребенку возможность самостоятельного конструирования.

Для повышения эффективности коррекционного воздействия, особенно на начальных этапах работы, целесообразно придерживаться принципа максимальной опоры на различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, а так же межанализаторное взаимодействие. Использование техники лепки из пластилина позволяет создать яркий образ буквы, стимулировать работу зрительного анализатора. Проводя пальцами ведущей руки по вылепленной букве, мы развиваем тактильные ощущения и мелкую моторику рук. Одновременное проговаривание вслух и обведение контура пластилиновой буквы закрепляет связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой.

Движение рукой с вылепленной буквой слева направо и сверху вниз с включенным зрительным контролем формирует зрительно – пространственную координацию. Совместная и поочередная работа рук, обводящих контур вылепленной буквы, способствует развитию межполушарных связей. Мягкая структура пластилина оказывает расслабляющий эффект, что создает позитивный фон для коррекционной работы.

Умение конструировать и реконструировать букву из пластилина, определять сходство и различие между графически сходными буквами развивает у детей мыслительные процессы, внимание и пространственные представления.
В процессе логопедических занятий важно не только сформировать умственное действие, но и довести его до автоматизма.

Закрепить образ буквы нам помогает многократная лепка буквы из пластилина.

В процессе коррекции оптической дисграфии необходимо соблюдать принцип поэтапного («пошагового») формирования психических функций. В связи с этим на каждом логопедическом занятии необходимо усложнять речевой материал, используя звук, слог, слово, словосочетание, предложение и текст с данной буквой.

Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Когда дети лепят из пластилина, они опираются на «память руки». Зрительный контроль за движением почти отсутствует. Постепенно во время лепки происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет.

Учащиеся первых классов нередко смешивают написание букв б-д, затрудняясь в различии этих букв, сходных по форме и отличающихся только различным пространственным расположением элементов. По представлениям И. Н. Садовниковой и А. Н. Корнева смешения графически сходных букв происходят по их кинетическому сходству и объясняются нарушением динамической организации движений. Центральным звеном движения является координация, которая обеспечивает точность, соразмерность и плавность выполнения движения.

В процессе коррекции оптической дисграфии выделяются определенные этапы логопедической работы. Выделение этапов работы учитывает последовательность формирования функции в онтогенезе (онтогенетический принцип), поэтапность формирования умственных действий.

Структура и содержание авторской разработки

Данная методическая разработка предлагает методы коррекции оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д и включают следующие этапы работы с использованием техники лепки буквы из пластилина:

  1. Закрепление связей между произнесенным звуком и его графическим изображением на письме.
  2. Автоматизация смешиваемых на письме букв «б д».
  3. Дифференциация изолированных смешиваемых букв проводится с целью закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением в виде буквы.
  4. Анализ и синтез состава буквы в наглядно-действенном плане. В ходе данного этапа коррекционно – развивающей работы реализуются такие задачи как развитие оптико-пространственных представлений, совершенствование навыка конструирования и реконструирования буквы.
  5. Анализ и синтез состава букв отвлеченно проводится с целью формирования навыков целостного восприятия буквы.
  6. Анализ и синтез состава букв по представлению формирует навыки целостного восприятия буквы.
  7. Графический диктант служит промежуточным контрольным заданием с целью определения уровня усвоения материала.
  8. Дифференциация смешиваемых букв закрепляет навык написания букв на уровне слога, слова, предложения, текста. Заключительный этап включает проверку сформированности навыка правильного написания букв, проведение контрольных диагностических работ с целью определения уровня усвоения материала.

Для проведения эффективной коррекционной работы с учащимися при устранении оптической дисграфии нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок.

При смешении оптически сходных букв нарушение письма носит системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на развитие речевой системы в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Методы обучения

В коррекционном обучении с большой эффективностью применяются следующие методы:

1. Формирование и автоматизация образа буквы с помощью лепки буквы из пластилина. Ученик самостоятельно конструирует заданную буквы из пластилина после серии последовательных операций, включающих опору на кинестезии (ощупывание) и проговаривание.

2. Вербальный осознанный сравнительный анализ конструкции буквы. Ученик должен самостоятельно вылепить графически сходные буквы и по внешнему виду объяснить, в чем их сходство и в чем различие.

3. Реконструкция буквы. Ученик из одной слепленной буквы составляет другую букву, дополняя ее каждый раз недостающими для другой буквы элементами, лежащими перед ним и устраняя лишние элементы из данной буквы.

4. Письмо с опорой на моторный двигательный образ буквы. Большое значение уделяется письму отдельных букв и целых слов с опорой на моторный двигательный образ (обводка слепленных букв, письмо букв, слов в воздухе рукой, письмо с закрытыми глазами). Изготовление букв из пластилина, а впоследствии запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием. В качестве опоры для дифференциации букв «б д» используем различие особенностей артикуляции соответствующих звуков.

5. Письмо диктантов слов, начинающихся на ту или другую букву, помогает формировать оптический образ буквы через:

  • сохранный моторный образ буквы,
  • ее связь с определенными упроченными смысловыми связями,
  • с определенными эмоциями, возникающими в связи с написанием слов.

6. При чтении текста ребенку предлагается находить и выделять отрабатываемые буквы: б – над буквой прилепить пластилиновую горошину, д – под буквой прилепить пластилиновую горошину.

Коррекционно – развивающие упражнения:

I. Знакомство с буквой «б».

Учитель – логопед: «Ребята, вы сегодня познакомитесь с буквой б. Только знакомство будет не обычное, а пластилиновое. Вы не просто узнаете букву б, а станете ее создателями».

  1. Показ предметных картинок со звуком [б].
  2. Выделение начального звука [б]. Уточнение артикуляции – звук согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (гуБы). «Когда мы произносим звук [б], работают гуБы».
  3. Возьмите кусочек пластилина и скатайте шарик.
  4. Из шарика скатайте колбаску средней длины и толщины.
  5. Из колбаски сформируйте букву б в той последовательности, как при письме буквы б: начинаем конструировать овал против часовой стрелки, который переходит в вытянутую вверх наклонную палочку с закруглением вправо.

II. Знакомство с буквой «д».

Учитель – логопед: «Сегодня мы знакомимся с буквой д. Только знакомство будет не обычное, а пластилиновое. Вы не просто узнаете букву д, а станете ее создателями».

  1. Показ предметных картинок со звуком [д].
  2. Выделение начального звука [д]. Уточнение артикуляции – звук согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десну (потолок) за верхними зубами (язычок в Домике). «Когда мы произносим звук [д], язычок в Домике».
  3. Возьмите кусочек пластилина и скатайте два шарика: один – поменьше, другой – побольше.
  4. Из шариков скатайте две колбаски.
  5. Из одной колбаски сформируйте овал, из другой – палочку с петелькой внизу.
  6. Соедините овал с палочкой, как при письме буквы д: от овала наклонная палочка идет вниз и закругляется в петельку.

III. Различаем буквы б – д.

1. Сопоставление звуков по артикуляции. Общее: согласные, звонкие, взрывные. Разное: место преграды. Звук [б] – гуБы, звук [д] – язычок в Домике.
2. Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки. Соотнесение буквы д с очертаниями дятла, хвост которого направлен вниз. Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем «опоры»:

  1. Звук [б] – «барабанят» гуБы; буква б – хвост белки (вверх).
  2. Звук [д] – язык-дятел «долбит» в Домике; буква д – хвост дятла (вниз).

IV. «Сказка о буквах».

Хорошо запоминается то, что интересно. После того, как пластилиновые буквы готовы, можно поиграть в ассоциации, позвать Фею Букв и предложить детям стать волшебниками, превращая буквы в знакомые им предметы. Эта игра развивает фантазию и помогает лучше запомнить графический образ букв «б д», поскольку ребенок заинтересован, эмоционально включен в занятие.

Сказка про буквы «б» и «д».

Узнала однажды Фея Букв, что некоторые ученики путают буквы «б д», решила рассказать им одну историю.

Эта история произошла давным-давно. Вот послушайте.

Пошли как-то раз буквы погулять в лес. Сначала они собирали грибы и ягоды, а потом стали играть в прятки. Все согласные буквы спрятались, а гласные принялись их искать. Они быстро отыскали «г» под грибом, «м» — в малине, «к» — в кустах. Потом нашли и остальные согласные буквы. Только две буквы никак не могли отыскать «б д».

А в это время буквы «б д» сидели спокойно на дереве. Ходят буквы и не могут отыскать пропажу. А вы, ребята, видите буквы «б д»? (Демонстрация плаката с белкой и дятлом.)

Я открою вам секрет. Это Фея Букв помогла «б д» так хорошо спрятаться. Она коснулась своей волшебной палочкой и превратила букву «б» в белку, а букву «д» в дятла.

Как вы думаете, почему буква «б» превратилась именно в белку, а буква «д» в дятла?

Правильно, у буквы «б» хвост поднят вверх, как у белки, а у дятла хвост опущен вниз, как петелька у буквы «д». Кроме того, в слове белка первая буква «б», а в слове дятел первая буква «д».

Все дети, которым Фея Букв рассказывала эту историю, больше никогда не путали буквы «б д». Они вспоминали белку и дятла и не ошибались!

V. «Летающие буквы».

Упражнение развивает зрительное внимание, зрительно – моторную координацию.

Ученики по звуковому сигналу барабана начинают движение рукой слева направо и вверх наискосок, в которой держат планшет с вылепленной буквой б. По звуковому сигналу дудочки ученики начинают движение рукой слева направо и вниз наискосок, в которой держат планшет с вылепленной буквой д.

VI. «Мы – волшебники».

Инструкция: ребята, сейчас вы будете волшебниками. Сначала слепите из пластилина буквы «б д». Потом вставьте буквы в нарисованные предметы, которые напоминают вам о буквах «б д». Крибле, крабле, бумс! Начали.

  • б – бабушка
  • б – белка
  • б – бабочка
  • д – дятел
  • д – дедушка с палочкой внизу
  • д – дерево

VII. «Буквы оживают».

Инструкция: необходимо слепить восемь овалов; четыре палочки с петелькой, направленной вниз; четыре палочки, вытянутых вверх с закруглением вправо.

Ведущий читает слова, а ученики конструируют из пластилиновых элементов букву «б» или «д», ту, которая есть в слове ведущего.

Слова: бант, бочка, далеко, дыня, вода, труба, столбы, ягоды.

VIII. «Превращалки».

Ученики изготавливают из пластилина элементы букв «б д»: палочки с петелькой, направленной вниз и палочки, вытянутые вверх с закруглением вправо. Детям раздаются карточки с напечатанными овалами. Ученики слушают слова ведущего и превращают овалы в буквы «б» или «д».

Слова: дом, дым, быстро, бублик, брат, зубы, плоды, рыба, сады, собака, продукты, работа, города, рубашка.

При контрольном проговаривании слов ученики пальчиками обводят контур соответствующей буквы.

IX. «Догони и верни букву».

Инструкция: из слов убежали буквы «б д», верните буквы в слова, спишите получившиеся слова. Предварительно ученики заготавливают «беглецов», вылепливая из пластилина буквы «б д».

Работа со слoвами:

_анка, _ача, _евочка, _илет, _орога, горо_а, яго_ы.

Работа со словосочетаниями:

…ольшая …еда, …о…рый …е…ушка, …отронулся …о …оро…ы.

Работа с предложениями:

…евочка …ежала по …ороге.

За …омом …ыли …ольшие …у…ы.

Ученики записывают в тетрадь слова, словосочетания или предложения, в зависимости от этапа коррекционной работы, выделяя буквы пластилиновыми горошинами (б – над буквой прилепить пластилиновую горошину, д – под буквой прилепить пластилиновую горошину).

Для эффективной реализации разработки учителю – логопеду на коррекционно – развивающих логопедических занятиях рекомендовано использовать методы и упражнения с применением лепки букв из пластилина. Так же потребуются планшеты для лепки, влажные салфетки для очищения рук.

Сроки реализации авторской разработки индивидуальны. Ориентировочно три занятия необходимо для автоматизации графического образа буквы «б», три занятия необходимо для автоматизации графического образа буквы «д», четыре – шесть занятий необходимы для дифференциации кинетически сходных букв «б д».

В результате применения коррекционно – развивающей разработки с использованием техники лепки буквы из пластилина на основе игровых методов формируется и автоматизируется графический образ букв «б д», закрепляется навык дифференцировки данных букв на письме, улучшается мелкая моторика рук, зрительно – пространственное восприятие, появляется позитивное отношение к учебному процессу.

Критерием оценки достижения положительных результатов в результате коррекционно – развивающих занятий с использованием лепки букв из пластилина на основе игровых методов служит уменьшение количества ошибок смешивания, замены на письме кинетически сходных букв, улучшение каллиграфии.

Кононова Любовь Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ Школа № 1347,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: , ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.