Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) по развитию и активизации навыков связной речи

Чайная посудаТема: «Посуда. Составление сравнительного рассказа по зрительному плану»

Цель:

  • Развитие навыков связной речи.

Образовательные задачи:

  • закреплять у детей навыки употребления слов-антонимов по изучаемой теме во фразовой речи;
  • учить детей составлять сравнительный рассказ о чайнике и чайной чашке по зрительному плану.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • продолжать развивать мышление и связную речь детей, приучая их работать по зрительному плану;
  • развивать у детей общедвигательную координацию и переключаемость движений, длительность речевого выдоха при проведении авторской физкультминутки «Чайная посуда»;
  • развивать у детей зрительный гнозис, уточнять пространственные представления «слева», «справа» при восприятии теневых изображений предметов посуды.

Воспитательные задачи:

  • продолжать воспитывать у детей познавательные мотивы деятельности, интерес и желание заниматься.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки с теневыми изображениями различных предметов посуды для активизации слов-антонимов;
  • предметные картинки с изображением предметов чайной посуды;
  • предметные картинки с изображением чайника и чайной чашки;
  • зрительный план сравнительного рассказа.

Ход занятия.

I. Авторская организационная физкультминутка «Чайная посуда».

- Вспомним, о чём мы говорили на занятии:

Ложки, чашки, блюдца, раз, — и повернутся!
Полукругом развернутся, строятся, как на парад:
Чайничек с кипятком, сахарница с сахарком,
Молочник с молочком! Угощать всех будет чайная посуда!

(Подуем на горячий чай в наших чайных чашечках!)

Итог: — О чём мы говорили на прошлом занятии? ( Мы говорили о чайной посуде).

- Для чего нужна чайная посуда? (Чайная посуда для того, что бы пить чай).

- Назовите, какую чайную посуду знаете.

II. Закрепление слов определений с антонимическим значением по изучаемой теме.

Материал закрепляется с детьми по индивидуальным карточкам с теневыми изображениями различных предметов посуды.

Задание. Назвать слова «наоборот»:

- какая? (какой?) слева; — какая? (какой?) справа;

Ответы детей по карточкам:

Слева высокая кастрюля, а справа низкая кастрюля.
Слева нож острый, а справа нож тупой.
Слева ложка большая, а справа ложка маленькая.
Слева у чайника длинный носик, а справа у чайника короткий носик.
Слева глубокая тарелка, а справа мелкая тарелка.
Слева у кувшина узкое горлышко, а справа у кувшина широкое горлышко.
Слева целая чашка, а справа разбитая чашка.

Итог:

- Какие слова вспоминали? ( Мы вспоминали слова «наоборот»)

Отметить работу детей.

III. Составление сравнительного рассказа о чайной чашке и чайнике с использованием зрительного плана.

1) Постановка цели.

Предварительно на доске размещён зрительный план сравнительного рассказа в прямой логической последовательности.

- Ребята, посмотрите и подумайте,- чему мы будем учиться?

Варианты ответов детей и сообщение темы занятия: Мы будем учиться составлять рассказ./ Будем рассказывать о чайнике и чашке.

2) Знакомство со зрительным планом сравнительного рассказа.

Вначале скажем: что это?

Затем скажем: чайник – это какая посуда, чашка – это какая посуда.

Назовём части чайника и назовём части чашки.

Назовём цвет и сравним величину чайника и чашки.

Назовём, из какого материала сделаны чайник и чашка. Какие они? (Фраза со словообразованием: из металла – металлический чайник, из фарфора — фарфоровая чашка)

Назовём, для чего нужен чайник, для чего нужна чашка.

Скажем, как обращаться с посудой.

Физкультминутка «Чайная посуда»

Ложки, чашки, блюдца, раз, — и повернутся!
Полукругом развернутся, строятся, как на парад:
Чайничек с кипятком, сахарница с сахарком,
Молочник с молочком! Угощать всех будет чайная посуда!

(Подуем на горячий чай в наших чайных чашечках!)

3) Фронтальная работа по составлению сравнительного рассказа с опорой на зрительный план и демонстрационные картинки с изображением чайной чашки и чайника.

Чайник – это посуда. Чашка – это тоже посуда. Чайник – это кухонная посуда. Чашка – это чайная посуда. У чайника есть стенки, ручка, носик, крышка и дно. У чашки есть стенки, ручка и донышко. Чашка голубая, маленькая, а чайник зелёный и большой. Чашка из фарфора – она фарфоровая, хрупкая, может разбиться. Чайник из металла – он металлический, прочный, не бьётся. Чайник нужен для того, что бы кипятить воду. Чашка нужна для того, что бы пить чай.

За посудой нужно ухаживать: мыть, вытирать, аккуратно брать, ставить, расставлять на полочках в шкафу, на столе. Нужно стараться не ронять, не бить посуду. Вот какой красивый нужный чайник, какая нарядная чашечка! Вот какие мы хозяйственные!

4) Индивидуальные ответы детей, рассказывание по «цепочке».

IV. Итог занятия.

Проводится по зрительным опорам. Отмечается работа детей.

Лариса Ивановна Дереча,
учитель-логопед Казённого образовательного
учреждения Омской области «Специальная (коррекционная)
начальная школа-детский сад «301″.
Дошкольный инклюзивный центр «АБВГДейка»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему:  «Цирковая афиша» Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему: «Цирковая афиша»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.