Музыка и чистоговорки в коррекции речи при заикании

Проблема заикания волнует многих родителей. Считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. В плане коррекции это сложный, длительный процесс, требующий от логопеда высокого профессионализма, терпения, владения методиками и умения строить коррекционную работу с позиции личностно-ориентированного подхода к ребенку.

Музыка и чистоговорки в коррекции речи при заикании

Нарушение артикуляции, голоса, дыхания и ритма создают предпосылки для возникновения судорожной речи.

Для снижения судорожности у заикающихся детей эффективно использовать песенки-попевки, что способствует отработке наиболее трудных моторно произносимых звуков.

Такие понятия, как интонация, ритм, паузы являются общими для речи и музыки.

Пение связано с напевностью разговорной речи, и богатством связей между интонацией и ритмикой языка. Оно является самым доступным и любимым видом музыкальной деятельности детей, вызывает положительные эмоции, нормализует мышечный тонус.

При пении симптомы заикания, судорожные спазмы постепенно исчезают.

Именно оно обладает всеми необходимыми свойствами: протяженностью, ритмичностью, слитностью. Используя и меняя эти три главные особенности пения, мы постепенно приближаем его к необычной, медленной, слегка напевной речи, через ускорение ритма и сокращение протяженности гласных звуков.

Через систему вокальных упражнений ребенок постепенно освобождается от судорожности в речи, что создает предпосылки исчезновения страха речи, формируется уверенность в своих силах.

Каждый логопед строит свою коррекционную работу в тесной связи с музыкальным руководителем дошкольного учреждения, так как любое занятие начинается с музыкальных упражнений песенок-попевок, песенок-распевок. Это, как правило, короткий текст, создающий яркий образ.

Звук «Б»

Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная!

Звук «Ч»

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота
Отыщи-ка там кота.

Этот образ близок и знаком детям, поэтому вызывает положительные эмоции. В работе над песенками-попевками решаются следующие логопедические задачи:

- отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения;
- отработка правильного дыхания во время пения и умение распределить его на всю фразу;
- отработка темпа и ритма речи;
- устранение судорожных спазмов в процессе вокальных упражнений;
- развитие эмоциональной сферы детей.

При заикании для отработки звучания гласных и взрывных согласных звуков используются чистоговорки. Они имеют ряд педагогически целесообразных преимуществ в работе с заикающимися:

1. Ритмическая рифмовка чистоговорок помогает развитию просодических компонентов речи: темпа и ритма, интонационной выразительности.

2. В чистоговорках отрабатываемый звук прочнее входит в речь, и в дальнейшем легче используется в речевой практике.

При пении чистоговорок у детей с заиканием отрабатываются определенные умения и навыки:

- петь негромко, легким голосом, без напряжения, используя мягкую голосовую атаку;
- петь в темпе, близком к разговорной речи.

Рытова Екатерина Владимировна,
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №5
комбинированного вида»,
г. Судогда

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание, Логопедам, Нарушения речи, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь» Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь»
Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Алфавит в стихах Алфавит в стихах
Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.