Эффективность использования музыки для решения целого комплекса коррекционных задач в области логопедии убедительно доказали многие авторы. Например, в книге чешских авторов С. Машуры и З. Матейовой дан образец детально разработанной программы музыкотерапии для заикающихся школьников. Существует необходимость разработки такого рода программ и для детей более младшего возраста с расстройствами речи.
На сегодняшний день программы обучающего музыкального воспитания, которые рассчитаны на здоровых детей, используются в специализированных детских дошкольных учреждениях речевого профиля.
К. Швабе, один из основателей музыкотерапии, предлагает три направления использования музыки:
1. Медицинское.
2. Педагогическое.
3. Профилактическое (или функциональное).
Внутри каждого направления выделяются различные по форме музыкальные воздействия:
- по объему воздействий — опосредованные и неопосредованные;
- по способу организации действий — индивидуальные и групповые;
- по диапазону воздействий — активные и поддерживающие;
- по взаимодействию с терапевтом — директивные и недирективные;
- по предполагаемому конечному результату — поверхностные и глубокие.
Цель использования музыки является спецификой каждого направления. Например, при использовании музыки в лечебных целях (музыкотерапия), ведущими являются недирективные методы воздействия на человека, которые помогают ему «раскрыться», осознать свои проблемы, найти способы их преодоления.
Естественно, что преобладающим в данном случае является элемент спонтанности, свободного проявления эмоций и действий.
Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, психодрама, игровая психотерапия.
Пассивные формы музыкотерапии: коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком), реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта), регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).
В отличие от музыкотерапии, использование музыки в педагогических целях опирается на директивные методы: строгая нормированность занятий, активный тренинг, навязывание определенных эмоциональных состояний и нужных форм поведения.
В педагогике разделение на пассивные и активные формы работы подчинено разным целям — музыкальному развитию и лечению. Активные формы в педагогике представлены пением, танцами, ритмическими упражнениями, играми на музыкальных инструментах. А пассивные формы заключаются в слушании музыкальных произведений.
Таким образом, очевидно, что никакое музыкальное средство не может быть универсально применяемым и обладать раз и навсегда заданным результатом. То есть сначала выстраиваются задачи и цели работы, а потом подбирают необходимые музыкальные методы и средства для их решения.
Например, для работы с аутичными детьми лучше подходит коммуникативная музыкотерапия — индивидуальные недирективные формы работы. А с детьми с ЗПР больше подходят тренинговые, групповые формы работы, включающие все виды музыкально-коррекционного обучения.
В логопедическом детском саду выбор форм и средств музыкального воздействия тоже определяется целями и задачами коррекции. Особенность логопедического детского сада состоит в том, что курс пребывания ребенка в нем ограничивается 1-2 годами в зависимости от сложности речевого дефекта. Ребенку, помимо программы по возрасту, в течение этого срока нужно овладеть всеми умениями и навыками, которые не были им усвоены вовремя. И одновременно с общеобразовательными задачами, должны решаться задачи речевой реабилитации:
- коррекция речевых нарушений: артикуляции, просодики, речевого дыхания, ритма и темпа речи, голосовых нарушений;
- коррекция неречевых нарушений: эмоционально-волевой сферы, психических процессов, процессов саморегуляции и самоконтроля;
- развитие общей координации, пластичности, гибкости, лицевой и пальцевой моторики, различных физических качеств.
Опыт показывает, что использование только музыкотерапевтических средств не может решить многих проблем обучения и воспитания детей с речевыми дефектами. В программу коррекционной работы с детьми должны быть включены не только техники и средства воздействий музыкотерапии, но и телесная терапия, психогимнастика, сказкотерапия, арттерапия, аутотренинг. Все это эффективно заменяет общепринятые традиционные музыкально-развивающие методики.
Средства музыкальной коррекции
Объект воздействия |
Средства музыкотерапии |
Педагогические средства |
1. Речевые нарушения. | Вокалотерапия | Пение |
2. Моторика. | Хореотерапия | Музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах |
3. Психические процессы. | Слушание, исполнительство | |
4. Общение. | Арттерапия, игротерапия | Игры (театрализованные, подвижные) |
5. Личностные особенности. | Сказкотерапия, психогимнастика, коммуникативная терапия |
Все занятия объединяет единый лексический и тематический материал, который соответствует этапам логопедической работы.
Савельева Наталья Алексеевна,
музыкальный руководитель