Музыкотерапия в логопедическом детском саду

Музыкотерапия в логопедическом детском садуЭффективность использования музыки для решения целого комплекса коррекционных задач в области логопедии убедительно доказали многие авторы. Например, в книге чешских авторов С. Машуры и З. Матейовой дан образец детально разработанной программы музыкотерапии для заикающихся школьников. Существует необходимость разработки такого рода программ и для детей более младшего возраста с расстройствами речи.

На сегодняшний день программы обучающего музыкального воспитания, которые рассчитаны на здоровых детей,  используются в специализированных детских дошкольных учреждениях речевого профиля.

К. Швабе, один из основателей музыкотерапии, предлагает три направления использования музыки:

1. Медицинское.

2. Педагогическое.

3. Профилактическое (или функциональное).

Внутри каждого направления выделяются различные по форме музыкальные воздействия:

  • по объему воздействий — опосредованные и неопосредованные;
  • по способу организации действий — индивидуальные и групповые;
  • по диапазону воздействий — активные и поддерживающие;
  • по взаимодействию с терапевтом — директивные и недирективные;
  • по предполагаемому конечному результату — поверхностные и глубокие.

Цель использования музыки является спецификой каждого направления. Например, при использовании музыки в лечебных целях (музыкотерапия), ведущими являются недирективные методы воздействия на человека, которые помогают ему «раскрыться», осознать свои проблемы, найти способы их преодоления.

Естественно, что преобладающим в данном случае является элемент спонтанности, свободного проявления эмоций и действий.

Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, психодрама, игровая психотерапия.

Пассивные формы музыкотерапии: коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком), реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта), регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).

В отличие от музыкотерапии, использование музыки в педагогических целях опирается на директивные методы: строгая нормированность занятий, активный тренинг, навязывание определенных эмоциональных состояний и нужных форм поведения.

В педагогике разделение на пассивные и активные формы работы подчинено разным целям — музыкальному развитию и лечению. Активные формы в педагогике представлены пением, танцами, ритмическими упражнениями, играми на музыкальных инструментах. А пассивные формы заключаются в слушании музыкальных произведений.

Таким образом, очевидно, что никакое музыкальное средство не может быть универсально применяемым и обладать раз и навсегда заданным результатом. То есть сначала выстраиваются задачи и цели работы, а потом подбирают необходимые музыкальные методы и средства для их решения.

Например, для работы с аутичными детьми лучше подходит коммуникативная музыкотерапия — индивидуальные недирективные формы работы. А с детьми с ЗПР больше подходят тренинговые, групповые формы работы, включающие все виды музыкально-коррекционного обучения.

В логопедическом детском саду выбор форм и средств музыкального воздействия тоже определяется целями и задачами коррекции. Особенность логопедического детского сада состоит в том, что курс пребывания ребенка в нем ограничивается 1-2 годами в зависимости от сложности речевого дефекта. Ребенку, помимо программы по возрасту, в течение этого срока нужно овладеть всеми умениями и навыками, которые не были им усвоены вовремя. И одновременно с общеобразовательными задачами, должны решаться задачи речевой реабилитации:

  • коррекция речевых нарушений: артикуляции, просодики, речевого дыхания, ритма и темпа речи, голосовых нарушений;
  • коррекция неречевых нарушений: эмоционально-волевой сферы, психических процессов, процессов саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие общей координации, пластичности, гибкости, лицевой и пальцевой моторики, различных физических качеств.

Опыт показывает, что использование только музыкотерапевтических средств не может решить многих проблем обучения и воспитания детей с речевыми дефектами. В программу коррекционной работы с детьми должны быть включены не только техники и средства воздействий музыкотерапии, но и телесная терапия, психогимнастика, сказкотерапия, арттерапия, аутотренинг. Все это эффективно заменяет общепринятые традиционные музыкально-развивающие методики.

Средства музыкальной коррекции

Объект воздействия

Средства музыкотерапии

Педагогические средства

1. Речевые нарушения. Вокалотерапия Пение
2. Моторика. Хореотерапия Музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах
3. Психические процессы. Слушание, исполнительство
4. Общение. Арттерапия, игротерапия Игры (театрализованные, подвижные)
5. Личностные особенности. Сказкотерапия, психогимнастика, коммуникативная терапия

Все занятия объединяет единый лексический и тематический материал, который соответствует этапам логопедической работы.

Савельева Наталья Алексеевна,
музыкальный руководитель

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.