Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития

Предикативный словарьДанная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования интеллекта детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития детей в зависимости от состояния предикативного (глагольного) словаря.

В статье уделяется внимание таким важным проблемам, как влияние предиката на развитие вербально — логического мышления и связной речи, а также формированию лексической системности у детей с учётом представлений о предикате современной лингвистики и психолингвистики.

Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке.

Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружаю​щей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, при​знаками предметов и действий, обогащается его сло​варь. Освоение окружающего мира ребенком проис​ходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальны​ми объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.

Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом.

Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли.

Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью.

Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста.

Предикативное свойство может проявляться, если предложение само по себе является текстом. Это свойство предложения выражается при помощи таких грамматических категорий глагола, как наклонение, время, а также при помощи вводных слов («может быть», «конечно», «несомненно» и т.д.) и интонации .

Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого высказывания, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого.

В теоретической лингвистике придаётся большое значение предикативности. В.В. Виноградов, С.В. Кацнельсон и др. отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.

Современная психолингвистика, изучая процессы порождения и восприятия речи, придаёт большое значение предикации, определяя её как «интеллектуальный процесс, в ходе которого порождается новый элемент – смысл, а текст есть форма объективации субъектных смыслов автора во внешней знаковой, языковой форме» .

Овладение психологической предикативностью необходимо для овладения фразовой речью, требующей умений строить программу высказывания, грамматически структурировать, то есть отбирать, развертывать и упорядочивать единицы языка. По мнению Е.Г. Хомяковой, «предикативная стадия формирования языкового сознания справедливо считается качественно новым уровнем развития интеллекта как в фило- , так и в онтогенезе, доступным только человеку разумному» .

Таким образом, А.Н Леонтьев, А.Р. Лурия , И.А.Зимняя и другие исследователи придают большое значение предикату в связи с его ролью во внутреннем программировании и организации синтаксических конструкций для реализации высказывания в речи.

Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи.

Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.

Для качественного развития словаря ребёнку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Ребёнку необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.

Таким образом, дошкольнику необходимо постичь долгий и трудный процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться полноценной «языковой личностью».

Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с системной речевой патологией и у детей с системной психической патологией?

Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

При ОНР интеллект ребёнка сохранен, что даёт ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола.

Характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:

  1. Выделение существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;
  2. Недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
  3. Недостаточная активность процесса поиска слова;
  4. Несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;
  5. Неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;
  6. Ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено задержкой развития мышления.

Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значение слова в контексте.

Исследования С.Г. Шевченко показывают, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.

Для детей с ЗПР характерны следующие трудности:

  1. Усвоение глаголов, обозначающих действия, с которыми ребёнок не сталкивается в повседневной жизни;
  2. Подбор глагола к двум существительным, требующем использования операций анализа, синтеза, обобщения;
  3. Подбор антонимов (свидетельствуют о несформировавшихся семантических полях);
  4. Употребление глаголов только в конкретном значении;
  5. Вербальные парафазии, нарушения в лексической сочетаемости и ошибки при объяснении значений глагола говорят о недостаточном понимании лексических значений слов;
  6.  Недостаточная сформированность синтагматических и парадигматических связей в лексической системности

Значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:

  1. Дети с ЗПР значительно отстают от детей с ОНР по уровню сформированности словаря глаголов;
  2. У детей с общим недоразвитием речи лексическая системность и семантическая структура развиваются одновременно с развитием активного предикативного словаря, что объясняется сохранностью интеллекта;
  3. У детей с задержкой психического развития накопление словаря опережает развитие семантической структуры и лексической системности, что объясняется сложной структурой дефекта, в том числе и задержкой развития вербально — логического мышления.

Направления логопедической работы по развитию предикативного словаря

При проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.

С учётом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:

  1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);
  2. Уточнение значений слов;
  3. Активизация словаря;
  4. Формирование лексической системности (синтагматических и парадигматических связей).

Солоцкая Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №6 Красногвардейского района,
г. Санкт- Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.